ЛЕКЦИЯ №7

ВВОДНЫЙ КУРС КАББАЛЫ

Лекция №7

.

 

Мы говорим о двух бесконечных объектах, желающих любить друг друга, - Малхут и Творце, как Он представляется Малхут.

Необходимо помнить, что Малхут мира Бесконечности пытается углубить зивуг с Творцом. Она осуществила зивуг на уровне А”Б и СА”Г, то есть на уровне собственных хохмы и бины.

Затем, после осуществления зивуга на уровне бины, определился верхний и нижний предел ее работы, то есть распространения. Верхний предел называется табур. А нижний предел, где она вообще не может работать, называется парса. Если разделить на десять сфирот всю Гальгальту, то она придется на вторую треть тиферет. И ниже - нецах, ход, есод, малхут.

Первая попытка Малхут распространить зивуг ниже табура закончилась неудачей. Потому, что она пыталась распространить зивуг из постижения хохма, из постижения ГА”Р де бина, на уровне глаз,  то есть на уровне получения. И это привело к тому, что парцуф Некудим, или мир Некудим разбился.

Разбился, но, тем не менее, так как этот зивуг был из очень высокого постижения, то тип зивуга, то состояние слияния, любви с Творцом, которое Малхут пыталась распространить, уже привело к перемешиванию свойств бины и малхут. И результатом этого явилось создание мира Некудим.

 Малхут понимает, что ниже табура она нарушает цимцум алеф, а ниже парсы - нарушает цимцум бет. Она все прекрасно понимает. Она сама обнаруживает эти запреты путем экспериментов внутри себя. Они заложены Творцом, но она обнаруживает их внутри самой себя в результате собственных усилий.

Тогда Малхут мира Бесконечности пытается распространить, или выбрать, такой тип зивуга, на уровне которого у нее самой даже не возникает никаких мыслей о получении. Это мецах де СА”Г. Никакого получения или идеи получения любви, в уровне мецах нет. В уровне мецах есть только постижение Его намерений насладить.

Это постижение, это наслаждение от общения с Творцом, в котором не содержится никаких идей получения вообще, никаких идей самонаслаждения, а только идея распространения, отдачи  любви, она, как бы переносит на себя. Переносит на себя Его свойства, а от других постижений, в силу всего знания о себе самой, она отказывается.

На самом деле это самый высокий для Бины тип постижений. Она пытается заполнить этими ощущениями место третьего парцуфа, Зеир Анпина. И он должен  находиться между табуром и парсой.

Вопрос: Но это же тип постижения хохма?

Ответ: Это грань между биной и хохмой. И она пытается выстроить зивуг  из постижения этого уровня взаимоотношений Творца и Творения.

Что значит построить? Все бхинот, все представление о ней, были введены в Малхут в момент ее создания. Точно также действует и Малхут внутри себя. Она создает определенное ощущение.

Малхут пытается постижением взаимоотношений с Творцом, которое она имеет на уровне мецах, разобраться в своих желаниях, которые находятся у нее на уровне ниже табура. И с высоты мецах, с высоты взаимоотношений с Творцом, где нет вообще никаких представлений о собственных наслаждениях, она начинает ковыряться в тех своих желаниях, которые находятся ниже табура и до парсы, а также в тех, что упали ниже парсы.

Малхут, как бы, все время повышает планку оценки самой себя, своих собственных желаний, находясь в определенном  уровне.

Вышел на зивуг на мецах - означает, что она проанализировала свое слияние с Творцом на такой высоте, с которой стали ясны абсолютно все детали всех собственных недостатков между табуром и парсой. И она построила там Зеир Анпин, М”А хадаш. М”А, который должен был быть у нее выше табура, она  построила ниже табура. И она почувствовала, что в этом состоянии она может распространить зивуг на этот уровень, до парсы, очень ограничено.

Вопрос: Получается, что она устанавливает себе новый табур?

Ответ: Она, как бы, опускает свои желания доставлять Творцу больше наслаждения, готовя почву для большего зивуга с Ним. Ниже табура Творец не заходит. Ниже табура есть только линия, только кав. Там от Эйн Софа - только Атик. Все остальное – вав кцавот. Она не запускает дальше Творца. Она, как бы, делает слабое подобие зивуга. Она делает только чуть-чуть: «Вот коснись только здесь, парсы».

Зона выше табура - зона зивуга. Зивуга разной интенсивности.  Малхут здесь уже находится с Ним в слиянии. А от табура до парсы - отображение этого зивуга. Ацилут не подобен Творцу. Он в точке табура сходен с головой кетера Гальгальты. Он проницаем наверх. Но это не полноценный зивуг, а зивуг, который вызвал желание уподобиться настоящему зивугу. Это не пламя, а тепло от пламени. Это не огонь, а температура от него. Все взаимоотношения между табуром и парсой, первое состояние мира Ацилут, вызваны светом холам, то есть желанием быть как высший. А шурук там нет.

Здесь есть только свет холам, идущий сверху. Малхут чувствует его влияние, а наполнения нет.

Атик – это шесть концов. Нет там внутри света. Там нет постижения замысла Творца, нет Его присутствия внутри зивуга, нет мохин. Там - уподобление. Это очень чистый Зеир Анпин, которому пока нечего проводить.

Что проводить, куда? Зеир Анпин выстроен. Уже есть ощущение того, что там подобие зивуга, туда уже может зайти Творец. Мог бы, если бы была правильная просьба снизу, направленная навстречу Ему. А пока под парсой просьба направленная вниз, а не вверх.

Малхут на этом уровне прекрасно понимает, что необходимо желание, направленное вниз, на себя, изменить на желание, направленное вверх, к Нему. И это можно сделать (по условиям игры) ограничив (как она сама раньше сделала сверху) ту зону, в которой она не подобна Ему, создав некую субстанцию, некую сущность, перемешав все келим находящиеся под парсой (свойства малхут и бина), и определив им таким образом сравнение с последним чистым слоем и возможность исправления.

Что ощущают все эти келим, которые находятся под парсой? Они ощущают только Ацилут. Они не ощущают СА”Г и не ощущает А”Б, как мы не ощущаем в прямую Творца. Мы ощущаем только того, кто между Ним и нами, и может нам подробно изложить то, о чем идет речь. А так, мы не ощущаем ничего.

Точно так же и НеХИ”М Гальгальты не ощущают ни СА”Г, ни А”Б. И на них ни коим образом нельзя влиять. Последняя зона влияния на них с целью их какого-либо  структурирования в такую форму, чтобы они могли исправиться, является зона будущего мира Ацилут.

Из всей мешанины келим, которые оказались под парсой после разбиения мира Некудим, Малхут вытаскивает самые чистые, не испорченные келим, принадлежащие головам бывшего мира Некудим, то есть кетеру, хохме, ГА”Р де бина, и в том числе ЗА”Т де бина, и заполняет ими пространство между табуром и парсой. Из этого получается мир Ацилут.

Таким образом, все, что мог, мир Ацилут вытащил.  А под парсой  осталась страшная «мешанина» из всяческих соединений бины и хохмы. И ее надо упорядочить для того, чтобы потом сложить из нее то, что называется Адамом, то, что станет объектом влияния исправленной части Малхут.

То, что будет происходить под парсой, будет соответствовать условиям игры. Опять будет сделано отсечение, то есть, создан будет объект, в который будет вложена история его создания, - миры БЕ”А.

Вот как Малхут думает: «Как я получилась? Сначала Всесильный создал кетер. Это так Он проявляется относительно самого себя, так Он хочет, чтобы я Его видела. Потом Он сделал хохму,  потом – бину, потом – зеир анпин, потом получилась я». Это знание введено в нее.

Теперь сама Малхут, зная, как с ней поступил Творец, делает то же самое. Она формирует Адам аРишон из всех оставшихся келим и вводит в ту свою часть, которая совершенно неисправлена (которая осталась под парсой), и которая, на самом деле, является малхут де малхут (это же малхут де малхут осталась, после того, как келим, соответствующие гальгальта эйнайм,  были выбраны для мира Ацилут, для транзитной зоны, через которую информация должна проходить вниз, полупрозрачного, как бы, мира), представление о том, как она должна трансформироваться. И Малхут вводит в нее представление о структурировании миров БЕА, то есть, какие состояние должна она пройти, для того, чтобы исправиться, чтобы дать ей перспективу развития. Какие ощущения должны быть, в результате, у исправленного мира Брия, у исправленного мира Ецира и у исправленного мира Асия. Через что должна пройти малхут де малхут.

Малхут вводит ей информацию, что Брия будет рождена на ощущения ЗОН мира Ацилут. Четыре верхних сфирот мира Ецира будут в точке малхут мира Ацилут, шесть сфирот (гвура, тиферет, нецах, ход, есод, малхут) будут на прежнем месте мира Брия, а Асия будет на месте самого мира Ецира.

Вопрос: В какой момент это будет?

Ответ: Этого не будет. Этого никогда не было и никогда не будет. Это Малхут обучает свою часть, малхут де малхут, какой она должна быть, как она должна структурироваться, как она должна себя ощущать, в конце. Она дает ей представление, как она создавалась.

Поэтому Бааль Сулама невозможно понять, когда он пишет, что они туда  поднялись, оделись, потом разделись, потом спустились. Бессмыслица. Это специально так написано. Творец так дал ему написать, чтобы никто не понимал, в чем дело. Потому что дело только в любви, а не в том, кто на кого одевается. И, собственно говоря, Малхут вводит в эту часть, как бы, дает ей представление о том, что она должна быть такой, чтобы везде должно быть ощущение Бины.

Брия - это будет Бина. Потому что это будет чистый Зеир Анпин. Вав кцавот  Зеир Анпина без малхут – это практически Бина. И это будет Брия.

Ецира тоже будет частью Бины. А вот часть Ециры, шесть нижних сфирот, уже не будет Биной. И часть Асии не будет. Это будут клипот.

Малхут, как бы, сообщает своей нижней части, как она должна себя ощущать с целью обеспечения своего исправления.

Вот что значит, как были созданы миры БЕ”А. Это информация, которая содержится в кетере СА”Г и которая спускается через Ацилут, о том, как должен себя ощущать парцуф Адам аРишон в результате своего подъема. Это аналогично тому, что Малхут была дана информация, что она - результат последовательных изменений свойств Творца.

Все. Ввели в келим соответствующую информацию. Дали представление, перспективу. Теперь их надо снова перемешать.

Творец устраивает таким образом, что приходит специальный свет - Шабат. Свет предвечернего Шабата. Почему Шабат? Потому, что Шабат - это конец творения. Малхут – это Шабат. Значит должен быть свет конца творения. Дать сначала представление, что Малхут де малхут находится почти в исправленном состоянии, а потом, и вообще, в исправленном.

И поэтому, сначала ей дают представление, что Ацилут полностью исправлен и Арих Анпин надет на А”Б (то есть достиг высоты), Атик надет на кетер и т.д. Это уже делает Эйн Соф – кетер де Гальгальты. Он, как бы, специально демонстрирует, какие должны быть ощущения в результате конца исправления всей Малхут.

Шесть сфирот мира Асия остаются ниже парсы, а все остальные части (Ецира, Брия и четыре сфирот Асии) перемещаются в пространство мира Ацилут.

А потом, вторым шабатним светом дают ощущение этим келим, что они все находятся выше парсы.

Сумма этих келим и есть Адам аРишон, только не структурированный, как бы, не перемешанный снова.

Когда с этим пространством, с этой массой келим начинают действовать как с отдельным целым, как с Малхут де малхут, с этого момента можно говорить, что речь идет об Адаме.

Адаму показывают сначала, что он почти исправлен, а потом совсем исправлен. И его голова ощущает свойства Бины, полностью.

В этом состоянии вся эта масса келим, ощущая себя совершенно исправленной, начинает получать свет шурук без ограничений. И происходит то же самое, что происходило раньше. Они разбиваются и падают под сиюм. Эти миры, на самом деле, перестают существовать. Пространство ниже парсы становится Адамом аРишон.

Миров нет. Они есть только как соответствие Адама аРишон уровню этих миров. Они упали ниже мира Асия. Они все упали ниже духовного уровня.

Самые тяжелые, бесконечно тяжелые желания, бесконечные желания получать наслаждение смешались с желаниями Бины повторно. Это и было нужно. Нужно было еще раз ударно смешать минус Бесконечность с плюс Бесконечностью. Это было сделано повторно с уровня парсы и до сиюма.

Влияние Малхут самой на себя ниже парсы является уже влиянием Творца на Адама. Потому что Адаму рисуется через какие последовательные состояния он должен пройти при своем исправлении. Это рисуется, как пишет Бааль Суллам, путем подъема миров в мир Ацилут. А потом ему создаются ощущения, необходимые для разбиения и перемешивания, специальным воздействием кетера Эйн Соф, светом Шабата, светом конца исправления.

Процесс творения Творец закончил тогда, когда создал Малхут. Дальше все делала сама Малхут. Поэтому в седьмой день, последний, Он отдыхает. И точно также Малхут отдыхает, потому что она после этого создала впечатление, что полностью исправлена, то есть передала свое ощущение конца творения Адаму. Это называется свет Шабата.

Но это была всего лишь передача ощущений, которая привела к такому запросу, к зивугу такой силы, который аннулировал экран. То есть к такому получению наслаждения, которое явилось бесконечным самонаслаждением. Все перемешалось, и создался Адам аРишон в виде некой сущности, как снова перемешанные свойства Бины и Малхут.

Где она находится? Она, эта сущность,  находится под сиюмом. Это точка.

 

Вопрос: Мир Асия и шесть нижних сфирот мира Ецира по определению получающие?

Ответ: Да.

Вопрос: Как же они поднимаются в ощущении получения, они же не могут получать свет?

Ответ: Они никуда не поднимаются. Им показывают то, чем они не являются. И они делают то, что им не свойственно.

Вопрос: То есть это система в ощущениях?

Ответ: Творец создает в них иллюзию того, чем они на самом деле не являются. А потом оставляет их наедине с собой, и они ощущают, чем являются на самом деле. Это называется светом Шабат.

Вопрос: То есть Он показывает, как Малхут должна Его любить?

Ответ: Сначала Он показывает, как Он ее любит. Он показывает, как она должна Его любить в ответ на то, что Он ее любит. А потом, после того, как Он перестает генерировать в них ощущение любви  к Себе, Он делает шаг назад, продолжая их любить. И те находят себя в состоянии абсолютного наслаждения потому, что они уже не чувствуют, что любят Его, они любят только себя. А раз они любят только себя, Он отрезает от них ощущение Ацилута, оставляя в них только решимо, ощущения миров внутри Адама аРишон.

Вопрос: То есть уровни любви, которые она должна достичь?

Ответ: Да, постепенный переход к уровню любви, который она должна достичь.  

И поэтому миры БЕ”А существуют только в представлении самого Адама аРишон. Потому, что сам Адам аРишон и есть перемешанные, разбитые желания получения, соединенные с маленькими искрами желания любить.

Что значит разбитые? Без ощущения любви к Творцу.

После этого Малхут мира Бесконечности начинает воздействие на Адама аРишон через мир Ацилут. Потому что мир Ацилут является контактным слоем. Отсюда понятно почему говорится, что когда появляется точка, она появляется в мире Ацилут. Поэтому никто не рождается в мире Асия. Рождается сразу в мире Ацилут. Потому что все остальные миры – это представление, создаваемое Ацилутом по состоянию Адама аРишон.

Вопрос: Представление или воздействие?

Ответ: Представление. Это решимот, записи в Адаме аРишон о том, что он будет чувствовать, когда будет исправляться. Точно так же, как хохма, бина и зеир анпин – это записи в Малхут мира Бесконечности касательно ее исправления, ее создания, разницы между ней и Творцом.

Вопрос: Как Буцина де кординута заставляет двигаться всю Малхут, так свет  Шабат заставляет двигаться все остальное?

Ответ: Точно. Так же  как Буцина де кординута заставляет Малхут понять все, что происходит с ней, так свет Шабата заставляет все пространство желаний оформиться в единое целое, то есть, осознать себя.

После того, как свет Шабата дает ему ощущение, поступает мохин, то есть дается ощущение безграничного наслаждения. И тут всякий контакт с Творцом теряется.

Адам аРишон на первом этапе начинает ощущать свои гальгальта эйнайм и АХА”П. АХА”П он ощущает как женщину. Захар – дающий, а некева – принимающая. То есть внутри него происходит разделение.

Адам аРишон, начинает ощущать себя в теле. Начиная с этого момента, на него уже идет концентрированное прямое воздействие. Он ощущает себя как отделенная от Творца сущность, находящаяся в слиянии с Ним в райском саду. Потом ему дают ощущение, что у него не все в порядке, что у него есть некоторая часть, которая получает, а некоторая часть, которая отдает, и ощущение разделения. Он получает ощущение отдельного существования, и она, АХАП, получает ощущение отдельного существования. Затем в нее допускается получение света и начинается процесс разбиения. И все падает под сиюм в точку.

Падает - лишается зивуга, контакта с Творцом. А внутри этой точки существует решимо о том, какие состояния она должна пройти в виде миров БЕ”А, постепенно развиваясь.

Вопрос: Может ли являться аналогом швиры разбиение первых скрижалей Моше?

Ответ: Нет. Конечно, все подобно всему. В творении все подобно всему. Даже отношения между мужчиной и женщиной подобно тому, что происходит наверху. Вопрос в объеме подобия. Он говорит, что все очень просто. Если бы вы увидели, как сотворен мир, то вы были бы очень удивлены, как все просто.

 

Что было дальше с Адамом аРишон известно. Адам аРишон начинает разбиваться. Выделась голова. Началось ускоренными темпами разбиение головы.

Затем начинается то, что описано, как «великаны женились на женщинах, брали женщин людей», то есть смешение келим рош с келим гуф.

В этом парцуфе присутствует элемент бесконечности. Постепенно, в результате деления выяснилось, что с Бесконечностью работать невозможно, потому что Бесконечность исправить нельзя. Он говорит: «Сотру Я запись». «Сотру» - нет записи. Нет больше ничего. Стерта запись.

И все было стерто. Остался только уровень Ноах. И из точки малхут Ноаха (а это все желания - животные, которые он загружает в ковчег) начал заново развиваться парцуф Адам. И пошло – поехало.  На каждый элемент опять наводится ощущение, что он находится в теле, что с ним что-то происходит, какой-то жизненный цикл. Этот жизненный цикл имеет спиральную структуру, точку смерти и  точку рождения. 

А если посмотреть на то, как выглядит эта спираль, то выяснится, что она выглядит, как хорошо всем известная картина, где одна часть – это желание, а другая – это наполнение, и они связаны между собой усилиями. Человек движется по этой спирали через усилия. То же самое - в генах, то же самое - везде.

Вопрос: Лента Мебиуса?

Ответ: Нет. Это двойная спираль ДНК.

 

Исправляется Адам аРишон. Это приводит  к тому, что он весь наполняется светом Творца и становится дающим и получающим. В нем соединяются мужское и женское начало.

И Творец тоже. В Нем прекращается действие захар и соединяется захар и нуква. И захар прекращается, и нуква прекращается. И получается звезда Давида.

Почему шесть концов? Это и есть Ацилут. Это человек. Это любовь сверху и любовь снизу, идущие навстречу друг другу.

Это значит, что то подобие зивуга, который существует на уровне мира Ацилут, сравнивается с желаниями, которые находятся ниже парсы. И те желания, которые соответствуют этому состоянию мира Ацилут, подтягиваются к нему, как бы, они входят в него.

Это происходит примерно так. Ты общаешься с людьми, потом покидаешь их, учишься, с тобой происходят разные события, ты повышаешь свой культурный уровень, этический уровень, узнаешь колоссальную информацию, потом возвращаешься обратно к той же группе людей и смотришь, кто из них может тебе соответствовать. Разговариваешь с ними, оцениваешь их. Один говорит: «Нет, меня вообще не интересует то, о чем ты говоришь». Ты: «Спасибо, больше я с тобой общаться не буду. А как ты?» - «А мне вот интересно».

Это значит, что мир Ацилут присоединяет к себе желания, выбирает те желания или соотношения желаний, которые потенциально соответствуют его состоянию, то есть состоянию Малхут мира Бесконечности на уровне мира Ацилут.

Нет крана или магнита, которым дети ловят в игровых залах какие-то игрушки. Такого нет. Хотя это тоже подобие, соответствие. Нет пространства, которое разделяет мир Ацилут. Это мир состояний, мир желаний, подобий желаний. В нем все, что имеет одинаковую полярность, притягивается, а то, что имеет противоположную полярность, отталкивается.

В нашем мире наоборот: плюс с минусом притягиваются, а минус с минусом или плюс с плюсом – отталкиваются. Потому что наш мир - мир обратных соотношений, мир эгоизма.

А Ацилут – мир любви. Поэтому к этой зоне притягиваются желания подобия зивугу, а остальные остаются внизу. Здесь нет объяснения графического, или математического, или какого-то еще. Здесь только уровень ощущений.

Вопрос: Какие именно качественные отношения выбираются?

Ответ: Ключ ко всему – только одно слово.

Вопрос: Любовь имеет несколько качественных значений.

Ответ: Нет. Представь себе, что ты входишь в комнату полную людей и находишь там симпатичных и несимпатичных тебе. Точно так же и мир Ацилут. Малхут мира Бесконечности, всматриваясь, распространяясь вниз своим желанием любить Его, ощущает отторжение от каких-то частей, а где-то -  подобие. И там, где подобие, она распространяет себя или поднимает их, что одно и то же. Там нет какого-то поиска, и потом нахождения. Это ощущение.

Да, она перемешала желания, а потом пробует эти желания с точки зрения своего отношения к Творцу. Находит она ответный отклик в этих желаниях или нет? Если не находит, то оставляет их там, где они есть. Находит - присоединяет к себе. Потом она снова пробует себя внизу и снова вытаскивает что-то. Так это происходит.

Решение принимается ею в зависимости от того, какое тепло она ощущает от тех желаний, которые внизу. Если она ощущает тепло и любовь к тому, кто их ощупывает, к ней самой, то она присоединяет их к себе. А если ощущает отторжение и желание воспользоваться ею, она от них отказывается.

Это невозможно объяснить. Бааль Суллам писал в такой холодной манере.  В его изложении нет вообще никакого тепла. И у АРИ нет никакого тепла в его изложении. Это хохмот. Хохмот - это мудрость. Хохма де каббала - мудрость каббалы. Мудрость. Но любви здесь никакой нет. Это на самом деле код. В каббале вообще нет аналитики. В каббале нет разума. Хохмот каббалы недоступны.

Реплика: Там все стройно.

Ты считаешь стройным потому, что тебе представляется, что все это существует. А того, что там написано, не существует. Это все происходит в точке. Нас нет вообще. И нет никаких миров, нет ничего. Это все записи, это описание решимот, которые были созданы Творцом.

Почему говорят, что АРИ – великий, святой? Потому что это такая душа, которая смогла воспринять информацию о системе построения решимот, о том, как создавались миры, которую дали сверху, и изложить ее.

Творец рассказывает сам о себе в этих книгах. Как создавались решимот.

Ничего этого не существует. Это все равно, как если бы ты пытался обсуждать сны или что-то еще.

Это игра Творца. Все, что мы имеем – это всего лишь решимот. Как Малхут была создана со всем знанием о Творце, так же Адам аРишон был создан со всем знанием о мирах БЕ”А. А никаких миров нет.

Мы читаем о том, как сначала в Малхут, а потом в Адам аРишон создавались записи, позволяющие им изменить собственные желания. Но сам порядок этих записей нас мало интересует. Нас интересует только, что это значит на языке нашего изменения, на языке того, что мы должны ощущать. А кто там на что одевается…

Тебе что-то говорит, что ИшСУ”Т оделась на Бину де Гальгальта? Тебе что-то говорит стройность этого рассуждения? Что это значит? Это значит, что у нее в ИшСУ”Т не осталось больше желаний получать, чтобы отдавать вниз, а осталось только желание находиться в зивуге с Творцом.

Само понятие ИшСУ”Т в гематрии, означает получение, накопление с целью передачи. Накопление, понимаете? А потом – передача, растягивание.

Нет никакого смысла в этих книгах, если не применять ко всему единый ключ – любовь.

Все, что написали все каббалисты – абсолютная бессмыслица, если не понимать, что это взаимоотношения любви между Творцом и Творением. И бессмысленно думать о том, что происходит в мире Ацилут, что такое Бина, если не понимаешь, что это глубина взаимопроникновения, глубина постижения Его с точки зрения того, что Он хочет от Творения. А в зивуге хохма – это уже постижение Его   как дающего, как наслаждающего.

И потом, что такое постижение в уровне йехида света? Это значит, что ты уже понимаешь, что изначально двигало Им и какие замыслы у Него были, когда Он создавал Эйн Соф, и что за этим стоит. И там такие эмоции!

Это все только о чувствах. Нет никакой другой каббалы.

Вопрос: Как пробудить в себе эти чувства, чтобы они стали острыми и большими?

Ответ: Соблюдать заповеди Творца, все то, что указано в Торе, находить и оправдывать Его во всем, что тебя окружает. Начинайте день так, как надо начинать. Заканчивайте день так, как надо его заканчивать. Произносите утреннюю молитву, надевайте тфилин, молитесь, делайте обрезание, соблюдайте праздники, субботы, если вы действительно хотите прийти к любви к Нему. Это я вам заявляю ответственно. Я имею в виду тех, кто действительно хочет дойти до острых и сильных ощущений любви к Нему. Он не даст вам любить Его, если вы не будете Его слышать. А вы Его не услышите, если не будете выполнять то, что Он заповедал.

Тора – безусловна.