Зоар
Берейшит 69-70
Для понимания
смысла написанного в Торе достаточно просто чуть-чуть видоизменить, чуть-чуть
раскрыть слова Торы.
Разноцветные
одеяния, которые были даны Йосефу – это свойства, которые были у всего парцуфа.
Когда братья Йосефа схватили его, они стянули с него одежду и бросили его в яму
без воды. Это то, что в этом поступке представляют собой братья. Их действия
совершенно не содержат того многоцветия парцуфа, которое есть у Йосефа. И все
цвета парцуфа Адам, все записи, которые должны привести к многоцветию в
Израиле, своими действиями они убирают в землю.
Йосеф входит в
землю Египта, в Малхут де Малхут. И записи того, что должно войти в землю
Малхут де Малхут, действиями его братьев уходят в землю. Остаётся только то,
что есть сам Йосеф. И, кстати, заметьте: всё, что происходит с Йосефом, это
характеристика действий его братьев, а не его. Его характеристика – это одежда,
которую он получает от Яакова. Это весь набор решиму, которые должны привести к
многоцветию и к выходу из Египта всех колен народа Израиля. В то же время
действия его братьев – это снятие с него этой одежды. Того, что есть на Йосефе,
в их среде не остаётся. Те одежды, которые на него одел отец, вместе с Йосефом
уходят в Египет. А братья с этой одеждой не остаются. Они бросают её в землю
безводную. То есть, сравнивают с уровнем земли. Смысл этого в том, что варианта
развития без Йосефа у них не остаётся. Всё хорошее, всё лучшее в нём. Их
подъёма без него не существует. При этом Йосеф проходит дополнительные тикуним,
которые, говоря по-английски, приводят к апгрейду, к его усилиям: к оправданию
Всесильного в тех ситуациях, которые должны обеспечить изменение структуры
парцуфа его души таким образом, чтобы он стал наилучшим, таким, какой необходим
для того, чтобы принять народ Израиля. И потом чтобы он вышел из Египта с
соответствующими свойствами. И это достигается тем, что он проходит все
мучения: темницу, сидит в цепях и с железным ошейником на шее и т.д., и т.д. И
это то, что необходимо, чтобы отковать наилучший вариант парцуфа его души.
Всегда есть множество возможных вариантов. И когда он входит в Египет, ему было
совсем не сладко: он попал в темницу. В темнице он сидел несколько лет.
Представьте себе, какая это должна быть душа, чтобы в своём существовании он
пришёл к оправданию Всесильного! Всё это время Всесильный постоянно находился с
ним. Но он должен был раскрыть Его нахождение. Йосеф выглядел радостным, но при
этом он делал постоянные усилия. А Всесильный раскрывается только в усилиях.
Для того чтобы побудить человека к веселью, Он в него первым не входит. Он
отвечает на его усилия, на его молитву. Первым всегда идёт усилие и молитва, а
не ответ на ласки сверху вниз. Это была непрекращающаяся молитва Йосефа и в
ответ на его усилия снизу вверх постоянный зивуг с Всесильным.
Его одежды
братья себе не взяли, не одели их на себя. Братья бросили его в безводную яму.
Это то, что происходит с ним. Напоить землю должен он. А его одежду обмакнули в
кровь козлёнка. Это пшат. А на самом деле то, что дал ему отец, они смешали с душой
животного.
Братьев всё
равно называют праведниками, потому что есть тшува. Праведность оценивается не
по промежуточному, а по завершающему состоянию. У них тоже был тикун. Мучения и
голод, и страх, и преклонение.
В Торе мы
читаем несколько страниц. Это десятки лет. Сравните скорость, которая была в
начале формирования времён, с той скоростью, с которой события развиваются у
нас. Сейчас всё происходит фантасмогорически быстро. Калейдоскоп меняется со
страшной скоростью. Мы с вами в каком-то состоянии находимся не годами. Можно
оборачиваться назад каждый месяц, смотреть, что было месяц тому назад: уже
совсем другая картина. И из своего нынешнего положения мы с интересом наблюдаем
себя вчера.
В Торе
(Брейшит, 32:25) сказано: «И остался Яаков один, и боролся человек с ним до
восхода зари». Яаков с человеком боролся паним бе паним, сливался. Что общего с
тем воздействием, когда Йосеф встретил человека, сказавшего ему, куда ушли его
братья? В обоих случаях это сила, которая замыслом Всесильного сверху вниз и в
душе Яакова, и в душе Йосефа приводит к тикуним, позволяющим им построить
среднюю линию и передать её остальным. Яаков выполняет основную работу, Йосеф –
дополнительную. В случае Йосефа это воздействие на него, которое реализуется
через человека. Йосеф может этого человека встретить, а может и не встретить.
Он встречает человека, который направляет его туда, где он проходит тикун,
приводящий к тому, что он приобретает свойства «иш»: Йуд, Алеф, Шин. Для того
чтобы в непостижимом замысле Всесильного выбрать в ветвлении решиму
собственного парцуфа направление, позволившее ему наполнить букву Шин. И
поэтому вопрос: где мои братья? И ответ: они ушли в Дотан. Далет, Тав, Йуд,
Нун. Это место Далет, функция Тав, чтобы наполнить Йуд Нун. Оживить Нун тем,
что есть замысел Всесильного. И чтобы функция Йосефа была выполнена, он должен
прийти в это место и наполнить Дотан. Там должно произойти то, что приведёт к
тикуну и для Йосефа, и для его братьев, который в замысле Йуд реализует
потенцию наполнения Шин. И поэтому тот, кто направляет его по этой тропинке
бесконечных решиму, которая приводит к желаемому результату, иш. Это ангел,
конкретное воздействие, приводящее к необходимому результату: реализации иш.
Сила, воздействующая на Яакова или Йосефа, иш. Почему она называется этим
именем? Потому что его воздействие приводит к кристаллизации этого имени, его
наполнению внутри парцуфа души Яакова и Йосефа. Они выполняют эту функцию. В
замысле Всесильного они наполняют Шин для того, чтобы, во-первых, самим, Яакову
и Йосефу, её реализовать, а, во-вторых, передать народу Исраэль. Поэтому сила,
которая пускает их по этой ветви решиму, называется иш. По третьему закону
Ньютона, действие равно противодействию. Поэтому действующая на них сила
приводит к кристаллизации внутри них иш.
Яаков боролся,
находился в зивуг и победил, не передал ангелу свои свойства, а приобрёл
свойства иш. А в случае Йосефа воздействие ангела переключило его на точную
цепочку решиму, к тикуну, приводящему к результату. В Яакове был затронут
седалищный нерв. В нём единовременно были раскрыты записи, которые позволили
ему их реализовать, одновременно поставив его перед реализацией тикуна. И для
того, чтобы он прошёл необходимый путь усилий, его перемещение из левой в
правую линию было осложнено. Разные сценарии, схожая фабула. Разный масштаб и
задачи. Всё подобно всему. Йосеф, это Йесод, он находится на средней линии.
Поэтому всё, что происходит с ним, подобно тому, что происходило с Яаковом,
который тоже находится на средней линии. И поэтому иш в этих случаях
представлен в разной конструкции. У Яакова происходит побуждение к раскрытию
записей внутри его души, к наполнению и передаче свойств народу Исраэль. И то
же потом повторяется в Йесод. Йесод – сборная композиция того, что было
произведено ранее. Йосеф обратился к путнику. Путник – это знак. Он приходит в
место, называемое Дотан, которое предназначено для того, что в нём должно
произойти. Далет, место. Тав, то, что должно произойти. Йуд, то, чем это
действие должно наполниться. И Нун, то, что должно наполниться. Йосеф приходит
в Дотан, и всё это там происходит. Его бросают в яму, продают в рабство, его
привозят в Египет и т. д. Это та цепь решиму, которая находилась в Дотане, и
там должна наполниться. Дотан – имя перекрёстка, решиму парцуфа Адам, достижение
которого должно привести к реализации дальнейшего сценария. Имена потенции
действий, которые должны реализоваться, начиная с него и далее.
69. «Мир
открытия соединяется также тут снизу, и мир открытия – он мир нижний. «И увидел
я Б-га» (Йешайа, 6), «И увидели Б-га Израилева» (Шмот, 24), «И Слава Б-га
увиделась», «И увиделась Слава Б-га», «Как вид радуги и т.д., таков вид
сияния вокруг, он – вид подобия Славы Б-га» (Йехезкель, 1). И это тайна
(Брейшит, 1): «И увидится суша» (ве-тераэ hа-йабаша
ותראה
היבשה)».
На прошлом
занятии мы говорили: «И нет там никакого уровня, кроме того, который бы
соединялся единством одним, и в нём скрыты все в пути закрытом, в вожделении
одном. Досюда в уровне этом соединяется мир открытия (алма де-итгалья עלמא
דאתגלייא) с миром скрытия (алма де-иткасья עלמא
דאתכסייא)».
«Досюда в
уровне этом соединяется мир открытия с миром скрытия». Прошлый раз мы
обсуждали, что такое «Досюда»: до уровня единства во всём. Разница
восприятия ощущается во всех уровнях. Потом слияние, полный зивуг, полное
единство во всём.
«Мир
открытия соединяется также тут снизу, и мир открытия – он мир нижний». Дальше
идёт: «И увидел я Б-га» (Йешайа, 6), «И увидели Б-га Израилева» (Шмот, 24),
«И Слава Б-га увиделась». Почему «Мир открытия… снизу» и почему
«мир открытия – он мир нижний»? Потому что усилиями в этом мире он во
всём наполняется присутствием Всесильного.
Чудеса
Всесильного, Его свет, который разлит во всём, открываются только усилиями
человека. Для того чтобы увидеть чудо Хануки, нужно зажечь Хануку у себя в
душе, тогда ты снаружи увидишь чудо Всесильного. Мы читаем это перед Ханукой.
Для того чтобы увидеть Всесильного в этом мире, Его радугу, подобие Славы Бога
и т.д., надо совершить усилие.
«И это
тайна: «И увидится суша». Что значит: «Увидится суша среди вод»? «И…
суша» - то, на что может встать человек, чтобы его голова оказалась в
воздухе. «И увидится суша» в результате усилий человека. «И
это тайна» этих слов. И в чём же тайна? «И увидится суша», «ве-тераэ
hа-йабаша». «И увидится», «ве-тераэ»: Вав, Тав,
Рейш, Алеф, Хей. В усилии будет получено уготованное Им для проявления Его
замысла в окружающем мире. И «суша», «hа-йабаша»:
Хей, Йуд, Бет, Шин, Хей. И «hа», та, которую мы видим.
Она существует в восприятии окружающего нас мира в наполнении непостижимой
мудростью Всесильного, Его Брахи, данной для получения в усилиях человека в
средней линии и наполнения Им окружающего мира. То, на чём человек может стоять
и ходить вперёд двумя ногами, на чём он может совершать усилия. И поэтому «тайна:
«И увидится суша» заключается в том, что раскрытие Его присутствия в мире
начинается именно с уровня земля. И «суша», «hа-йабаша».
То, что дано Его непостижимой мудростью и любовью в нашей способности к
наполнению буквы Шин и буквой Шин - Хей. То есть в перемещении, ходьбе слева
направо, слева направо, слева направо. Это суша. То, на чём мы можем совершать
усилия. В этом «тайна» созидания суши. Для того чтобы раскрыть
присутствие Всесильного в этом мире с помощью использования суши, на которой мы
с вами сейчас сидим на стуле и делаем усилия.
Давайте
прочитаем следующий пункт. Вам всегда нравится то, где присутствуют Гавриэль и
Михаэль.
70. «Как
вид радуги (кешет קשת)», - это Жизнь Миров, и это (Брейшит,
9): «И радугу Мою дал Я в облаке», - это Царство (малхут מלכות). «Дал Я в облаке», - со дня, когда сотворился мир, в день
пасмурный, когда видится радуга, «вид подобия Славы Б-га», пробуждается левое,
[чтобы] усилиться, выходит Рахель, «и затрудняется в родах своих» (Брейшит,
35), - Михаэль – со стороны этой, Рефаэль – со стороны этой, Гавриэль – со
стороны этой. И эти оттенки, которые видятся в том «подобии»: белый (хивар
חיור), красный (сумак סומק), и зелёный (ярок ירוק)».
«Как вид
радуги (кешет קשת)»: Куф, Шин, Тав. Радуга – это то, что
соединяет. То, что демонстрирует Его присутствие и Его прямое управление. Оно
заключается в Его вмешательстве для переключения Куф через Шин для наполнения
Тав. Для того чтобы в Куф реализовалась Его Браха, необходимо чтобы Его
управлением было разбужено решиму буквы Шин для наполнения Тав. Куф и Тав
соединены через Шин. Это и есть Его управление. Соединение Куф и Тав через Шин
– это связь между небом и землёй, которая должна быть реализована. Это
происходит посредством наполнения Шин с целью движения снизу вверх. И «кешет»
есть Его система управления. Потому что изначальная структура души – это Куф. А
должно быть наполнение Шин и Тав. И поэтому связь изначального с необходимым
есть Его управление, «кешет».
И «это
Жизнь Миров». То, в чём постоянно проявляется Его Браха – «это Жизнь
Миров». То, что посредством Его постоянного управления нами мы ощущаем
жизнь – «это Жизнь Миров».
И «это: «И
радугу Мою дал Я в облаке». То есть система управления, включающая
управление всеми семью уровнями нашего состояния, нашего постижения
действительности «дал Я в облаке». То есть смешением воды и воздуха. Вод
высших и воздуха – это «облако». Радуга есть то, что через облако соединяет с
водами высшими землю и наше ощущение этого мира. Естественно, соединяет дождь.
Но Его система управления в этом проявляется как радуга.
И «это
Царство». Это вся структура Игры, всё, что есть Малхут.
«Дал Я в
облаке», - со дня, когда сотворился мир, в день пасмурный, когда видится
радуга, «вид подобия Славы Б-га», пробуждается левое». И когда Его управление
осуществляется, в человеке «пробуждается левое». Его управление
проявляется в том, что Он ставит человека в ситуацию, в которой есть
необходимость выбора, проявления свободы воли. И в этот момент проявляется
левое. Потому что отделение левого от левого есть движение вверх.
И «чтобы
усилиться, выходит Рахель», как проявление левого относительно Яакова,
«и затрудняется в родах своих». Ей не дают ребёнка. Она должна совершить
усилие для отделения оттого, что есть в ней, и выбора структуры собственной
нешама для того чтобы вышел Яаков, для соединения с его парцуфом.
«Михаэль –
со стороны этой». С одной стороны Михаэль, «со стороны» правой.
«Рефаэль –
со стороны этой». Это левое в левом.
«Гавриэль –
со стороны этой». Гавриэль - единое левое. А Рефаэль – это то, что дано Его
наследием, соединённое с высшим замыслом, введено в Гавриэля в виде клипы.
И поэтому «эти
оттенки, которые видятся в том «подобии» радуги: «белый (хивар חיור)» - это Михаэль. И «хивар»: Хет, Йуд, Вав, Рейш. Чудо
Его воздействия, данное Им непостижимой мудростью Его замысла в соединении с
тем, что из заготовленного Им ощущаем мы. Это чудо соединения с Ним.
Гавриэль – это
левое. Гимель – это то, что ты наполняешь: усилие, которым соединяешься с Его
управлением. В слове Михаэль наполнение Мэм означает наполнение Малхут.
Соединение с Его замыслом через ощущение жизни и высшего постижения, и замысла
Игры.
Гавриэль –
левый ангел, а Михаэль – правый. В зависимости оттого, какое у этого имени
наполнение. Наполнение Мэм – это правое состояние. Наполнение Гимель – это
результат левого состояния. Усилия из левого в правое. А Рефаэль – это левое в
левом. Это красное, которое отделяется. И «сумак»: Самех, Вав, Мэм, Куф. То,
что в сокрытии соединено с Мэм и Куф. Тоже плохого ничего нет. Просто то, что
соединено в сокрытии с Мэм и Куф, уходит для нас, как сокрытие уходит после
раскрытия. Поэтому красное отходит. И зелёный – «ярок». Наполнение Куф Его
присутствием и Его наследием.
Соединение Мэм
и Куф даёт нам красный спектр. А соединение Вав, Рейш и Йуд с Куф даёт нам
зелёный спектр. Жизнь. Поэтому трава и деревья зелёные. Это правое в левом. Это
движение из левого в правое. Это жизнь.