Зоар Берейшит 10-11
10. «До
сюда – «Б-г (употр. Четырёхбуквенное Имя), Всевышний наш (Эло-hейну), Б-г (употр. Четырёхбуквенное Имя)» (отрывок
из стиха «Слушай, Израиль», где употреблены эти Имена) – это три уровня (даргин
דרגין), в соответствии с тайной этой высшей.
«В начале создал Б-г» (Бе-рейшит бара Эло-hим).
«В начале» - тайна Предшествующего (раза кадмаа רזא קדמאה). «Создал» - тайна закрытого, откуда
распространяется всё. «Б-г» (Эло-hим)
– тайна осуществления всего внизу. «Небеса» (продолжение первого стиха
Торы: «эт hа-шамаим» את
השמים) – то, что не разлучают их, мужское и женское (дхар
ве-нуква ונוקבא דכר) – как одно».
«Бе-рейшит
бара Эло-hим». «В начале» - тайна Предшествующего (раза
кадмаа רזא
קדמאה)». «Тайна Предшествующего» (раза кадмаа רזא קדמאה)», «тайна» первичного. Что
такое «кадмаа»? Первичного - созданного желания получать,
осознающего себя в Далет, Малхут, для постижения Его Замысла и получения
состояния Хей. То, что создано первично.
«тайна (раза)»
– Рейш, Заин, Алеф. Его наследие, введённое в Малхут в Его замысле.
«Бе-рейшит»
- тайна Предшествующего». Что имеется в виду? «Бе-рейшит» -
это: «В начале». Как мы можем знать, что такое «начало»?
Как созданы записи? И как они разворачиваются в осознании внутреннего и
внешнего наших состояний, и последующее взаимодействие с внешним, как с Его Одеянием.
«Бе-рейшит»:
в Брахе рейшит. Что такое «рейшит»? Его наследие, Раскрытая запись,
Его наследие, которое может быть получено в построении средней линии в духовных
усилиях человека, направленных снизу вверх.
Что
такое запись? Нечто, что уготовано Им и раскрывается в человеке как внутреннее
и внешнее по мере того, как он делает внутренние духовные усилия по построению
третьей линии.
«Рейшит»
- это «начало», а решиму – это то, что введено в Малхут. «В
начале» ничего понять мы не можем. Потому что оно ещё до введения в Малхут.
«Бе–рейшит»
- «В начале». То есть до того, как Малхут осознала себя как Малхут. Ещё до
создания точки и состояний Творения Им сформировано всё необходимое для
будущего его развития в духовных усилиях. В бесконечностях состояний, сведённых
в точку, для перехода из одного из них в другое.
«Бе–рейшит»
Он замыслил до сведения их в единое целое. И поэтому говорится: «В
начале» - тайна Предшествующего». И «тайна» в том, что предшествовало
самоосознанию парцуфа Адам.
Аналогичное
слово «бара» - «создал». Он создал в любви Своё наследие,
то, что хочет поместить в Творение.
«Эло-hим». Что Он «создал»? Постоянно меняющееся
представление Творения о самом себе и о высшем начале, которое его породило. И
это «Эло-hим». И, по большому счёту,
более ничего живого Он не создал. Потому что мерилом существования жизни в
человеке является наполнение «Эло-hим».
То есть постоянное сопоставление: «я и Он». Это и есть жизнь. Другой жизни нет.
Генеральной характеристикой всех состояний парцуфа Адам является наполнение «Эло-hим», высшей точки парцуфа.
Парцуф
называется по имени своей высшей точки, Кетер. А Кетер характеризуется наполнением
«Эло-hим». Он создал то, что является
постоянным мерилом Игры: «Эло-hим».
«Бе-рейшит»
и «бара» относятся к нашему постижению «Эло-hим». Мы всё понимаем только в буквах. Но само их
наполнение является постижением «Эло-hим».
Но «бара» относится к Ацмуто, которое имеет Имя. Ацмуто мы видим
относительно оттенков чёрного и белого, которые мы наполняем светом.
Мы раскрываем
смысл слов «бе-рейшит» и «бара» только в меру
постижения Имени «Эло-hим». Всё относится
только к Ацмуто. Но даётся нам в буквах в границах постижимого для нас
представления о Нём.
Всё есть Он.
Он создаёт чёрное. С точки зрения проявляемых относительно нас свойств, чёрного
в Нём нет.
В Нём есть
всё. Нельзя говорить, что в Нём чего-то нет. Нельзя достоверно говорить о том,
что в Нём есть, и чего в Нём нет. Понятия: «Еш ми Еш» и «Еш ми Айн» введены для
нашего постижения замысла Всесильного, замысла Творения. С другой стороны, раз
они введены, значит, так оно и есть. Если введено понятие «Еш ми Айн», «Есть из
ничего», значит, это состояние постижимо для Него, но в Нём его нет как Его
свойства.
Ничего – это
непостижимость. И это не значит, что отрицательность. Мы же то, что является
абсолютным добром, воспринимаем как отрицательное для нас. Наказание мы воспринимаем
как отрицательное. Но в действительности, это есть положительное, побудительная
мотивация к нашему движению.
Относительно
самих себя наказание мы воспринимаем отрицательно. Но так как в Нём есть всё и
оно непостижимо, Ничто, прозрачность, из неё выделено то, что мы можем ощущать.
И поэтому мы не можем говорить, что в Нём есть, и чего в Нём нет. Даже то, что
мы видим в качестве отрицательного, является положительным.
Для нас Ацмуто
это Нечто. И Оно продуцирует пульсирующую систему воздействия, которая
наполнена невероятным наслаждением. Мы её воспринимаем как одежду этого Нечто.
Она направляет на нас то, что Он ей задал. И это любовь. И сообщает нам, что Он
есть такой. Но это не Он.
«Эло-hим» - это постижение Его Имени. Того, что не является
Им, но есть данное Творению желаемое Им представление о Себе.
Он создал
систему воздействия на нас, которая представляет Его в наших ощущениях. Эта
система воздействия есть Эле, а Ми – это есть мы. Мы и существуем в этом постоянном
сопоставлении Ми и Эле, «Эло-hим». С
точки зрения результата Игры больше ничего не создано. Степень Его постижения -
это степень очищения Ми, нижней Хей.
11. «Эт» (частица [את] из первого стиха Торы), когда берёт
все буквы, она – обобщение всех букв, начало и конец (т.к. состоит из
первой и последней буквы алфавита), потом добавился «hей» (буква ה), чтобы соединились все буквы с
[буквой] «hей», и называется «Ты» (ата אתה). И поэтому [написано] (Нехемья, 9): «И Ты оживляешь всех».
«Эт» - тайна [Имени] «Адо-най» (אדני), и так называется. «Небеса» (hа-шамаим [השמים], следующее слово после «эт») – это
[Имя] «Йуд-hей-вав-hей»,
тайна высшая».
«Эт», Алеф,
Тав, «когда берёт все буквы» - от Алеф до Тав, «она – обобщение всех
букв, начало и конец, потом добавился «hей»,
чтобы соединились все буквы с [буквой] «hей»,
и называется «Ты» (ата אתה)». Окружающее, которое ты идентифицируешь
не как себя, а как Его, это «Ты» (ата אתה)».
«И поэтому
написано: «И Ты оживляешь всех». Потому что «Хей» – это оживление. А Алеф и
Тав – это всё, что Он создал. «Эт» - тайна Имени «Адо-най» (אדני)»: Алеф, Далет, Нун, Йуд. Всё, что в Его мудрости создано
от Алеф до Нун, и всё, что из состояния Его мудрости постижимо как Его Имя. Алеф,
Далет, все четыре бхинот Творения до стадии полного получения Нун, замысленного
для исправления, постижения Йуд. Или слева направо: из состояния Йуд
раскрывающиеся по очереди Нун, Далет, Алеф. Его Имя слева направо раскрывается
путём постепенного вхождения в Творение Его мудрости: Йуд, Нун, Далет, Алеф,- «Адо-най»
(אדני), и так называется".
«Небеса»
(hа-шамаим [השמים], следующее слово после «эт»)». То, что
человек может постичь из состояния Малхут де Малхут, Мэм конечная закрытая, Мэм
софит, при построении средней линии, как структуру Малхут и мудрость, которой
она создана.
Предельное
постижение Малхут, всё, чем на каждой стадии духовного развития парцуфа она
может быть наполнена – это и есть «шамаим». Или «маим» -
вода, Бина, данное Им для постижения. Отсутствует Шин, то есть усилия. Вода –
это то, что даётся сверху, оживляет. А шамаим - то, что постигается как
оживляющее начало. «Маим» - то, что даётся Его мудростью из
Малхут в Малхут, чем она питается.
«Небеса»–
это Имя «Йуд-hей-вав-hей»,
тайна высшая». Постигая «Небеса», строя среднюю линию, выясняя
структуру Малхут, вы постепенно наполняете «имя «Йуд-hей-вав-hей». Постигаете
структуру мироздания.
«Эло-hим» - это свойство суда: я – Он. «Йуд-hей-вав-hей» - это
наполнение «Эло-hим». «Йуд-hей-вав-hей» - наполнение,
а «Эло-hим» - мера наполнения.