БАХИР
198-200
198. «И
какой смысл, что [пальма] названа Итамар, а не другими именами?» «Из-за того,
что она женщина (нкева)». «Женщина – можно подумать? Но – из-за того, что
заключает в себе мужское и женское. Потому что все деревья пальмы заключают в
себе мужское и женское. И как? Потому что лулав – это мужчина (захар). И плод,
который снаружи, - это мужчина, а [который] внутри – женщина. И как? Семена
пальмы расщеплены, подобно женщине, и соответствует этому сила луны сверху, и
Святой, благословен Он, сотворил человека – мужчину и женщину. Еак сказано
(Брейшит, 1:27): «Мужчину и женщину – сотворил их»». «Можно сказать так (что
создал мужчину и женщину одновременно – Ор Агануз)? Но ведь написано
(там же): «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бога сотворил
его». А после этого (Брейшит, 2:18): «Сделаю ему помощь против него», и
(Брейшит, 2:21): «И взял одну из сторон его и закрыл плотью место его»! Но –
скажем, что написано о них «создание» (йецира). И написано «делание» (асия). И
написано «творение» (брия) - во время изготовления души. Делание – «мужчину и
женщину сотворил их». Создание – во время, когда привил (hиркив) душу к телу, и собрал дух (асаф hа-руах). И откуда нам известно, что это «создание» -
определение «собирания» оно? Как написано: «И создал Бог из земли всякое
животное поля и всякую птицу небесную и привёл к человеку – посмотреть, как
назовёт их». И это – именно то, что написано (Брейшит, 5:28): «И благословил их
Бог».
«И какой
смысл, что пальма названа Итамар, а не другими именами»? И знаем мы, почему
названа пальмой. Почему часто употребляемый символ - дерево. Пальма, дерево –
ветвление. Бесконечность перебора вариантов, ветвей и т.д.
Не «Из-за
того, что она женщина (нкева)». «Но - из-за того, что заключает в себе мужское
и женское». Поэтому «пальма названа Итамар».
В предыдущем
абзаце мы говорили о том, что порождающее начало Тамар названо. Если мы
посмотрим на буквы Тамар – это Тав, Мэм и Рейш. Усилие только снизу за счет
того, что ввел Всесильный в Творение – Рейш. Рейш - это наполнение желаниями. В
отличие от Куф, которая уходит вниз.
Это наполнение
Творения, но не человека желаниями. У человека есть мерцающие желания Куф, но
они не доминирующие. Доминирующие на каждой ступени исправления те, которые
заложены Рейш. Остальные являются якорем, уходящим в никуда, в бесконечность.
То, что Куф делает.
Но женское
начало - порождающее двух братьев – солнце и луну.
Если это
женское начало, почему мы называем тогда пальмой Итамар? Оно обладает желанием
любви к Всесильному и желанием получения.
Двуполость -
это признак Бина. И желание получать, и желание отдавать.
И «все
деревья пальмы заключают в себе мужское и женское. И как? Потому что лулав –
это мужчина (захар). И плод, который снаружи, - это мужчина, а который внутри –
женщина».
«плод,
который снаружи, - это мужчина, а который внутри – женщина». От плода, «который
снаружи», получает питательные соки плод, «который внутри». И плод, «который
внутри», расщеплен. И соответствует этому сила луны.
Высшая Бина
породила подобное себе, но разделенное в ощущениях творения. Человек
одновременно создан, и мужчина, и женщина. И получающее, и отдающее начало. И
свойство Захар, и свойство Никева.
Созданы
одновременно. Но в ощущениях человека они разделены. И это является элементом
сокрытия. Невозможно воспринять этот мир как реально существующий, если не
разделять мужчину и женщину. Тогда нет никаких иллюзий свободы воли по выбору,
совершению зивуга, получению потомства. Рушится центральная ось, вокруг которой
создана иллюзия этого мира. Если мы находимся одновременно в мужском и женском
телах, то в чем наше исправление?
Мы не можем
улучшить захарим, потому что они находятся в вечном зивуге с никевот. И не
можем улучшить никевот по этой же причине. Они соединены вместе.
Созданы были одновременно
мужчина и женщина. Но в ощущениях друг друга разделенные. Символ луны –
женское. Она получает и отражает любовь. А силой мужского является солнце –
Захар - дающий, дарящий.
«Семена
пальмы расщеплены, подобно женщине, и соответствует этому сила луны сверху, и
Святой, благословен Он, сотворил человека – мужчину и женщину. Как сказано:
«Мужчину и женщину – сотворил их». Подобное порождает подобное. Всесильный
сотворил Малхут, но породил в ней ощущение Бина, творящей её.
Он создал
только Малхут. Всё остальное вложено в нее, как представление о свойствах,
соединяющих её и Всесильного. Но в представлении Малхут рождена она свойствами
Бина нарастающей. Как учит классическая Каббала.
«Можно
сказать так (что создал мужчину и женщину одновременно)? Но ведь написано: «И
сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бога сотворил его». А после
этого: «Сделаю ему помощь против него». Сотворил Он «по образу Своему».
«по образу» – раби Шимон разъяснял: по образу сочетания и постепенного
нарастания разности свойств от Славы Его к Малхут.
Парцуф Адам
создан абсолютной разницей свойств. Такой же, как Его Имя – Элоhим или АВАЯ. Начинается нижней Хей, которая суть уже Мэм. И
когда нижняя Хей – это Мэм, то бесконечная разница свойств между Йод, Кетер и
ногами, сиюмом Его.
И точно также
парцуф Адам. Бесконечной разницей свойств он создан. Все то же самое наблюдаем
мы в нем. Высшая точка Кетер находится в постижении своей связанности с
Всесильным и в поиске постоянного сближения с Ним в усилиях. А нижняя находится
в абсолютном спокойствии.
Кто Он сам, мы
не знаем. Это образ Его, который Он создал в Творении. И также Он сотворил
человека - само Творение. Собственно, ничего нет, кроме человека.
Представление
о Малхут и о мирах - это образы Его или Его деятельности, Его усилий, которые
заложены в человека. В Малхут де Малхут, парцуф Адам.
По подобию -
подобие отдачи. «Сделаю ему помощь против него». Не может человек
преодолеть самостоятельно образ. Бесконечная разность свойств не может быть
преодолена конечным парцуфом, а только с помощью Бесконечного Создателя.
«Сделаю ему
помощь против него». Постоянная оптимизация пути тикуним всех душ.
«И взял
одну из сторон его и закрыл плотью место его»! Но – скажем, что написано о них
«создание» (йецира)». «И взял одну из сторон его и закрыл плотью место его»! Здесь
не говорится конкретно о какой-то стороне. Взял определенный набор свойств его
и закрыл их плотью. Эти свойства - желания, созданные Всесильным в человеке,
Он «эакрыл плотью». И ощущает человек себя разделенным в телах мужском и
женском, и находящимся отделенным от мира и от Него самого телом.
Созданное в
бесконечной разнице свойств Творение может пройти ее от низа до верха,
пробудить в себе свойства, заложенные в нем подобия Ему Самому только
нарастающими усилиями по преодолению сокрытия. И в этом заключается помощь
Всесильного. Это то, что мы говорим о выборе сценария, переключении ветви
решимот и т.д. Это помощь, которую мы не ощущаем как материальное воздействие.
А нахождение
нас в теле - это Его замысел, чтобы мы превозмогли осознание отрывности и
пришли к слиянию с Ним.
«Но –
скажем, что написано о них «создание» (йецира). И написано «делание» (асия). И
написано «творение» (брия) - во время изготовления души. Делание – «мужчину и
женщину сотворил их». Создание – во время, когда привил душу к телу, и собрал
дух (асаф hа-руах). И откуда нам известно, что
это «создание» - определение «собирания» оно»? Вот это очень интересно! «определение
собирания» – собрал Он вместе ощущение нахождения в теле и существование
исправляющей среды – то есть мира, в котором мы находимся. И это называется
собиранием.
Установил Он
точное соответствие между всеми келим души человека – парцуфа Адам и символами,
в которых отражены эти требующие исправления келим в элементах окружающего
мира. Подобрал все, собрал.
И поэтому
первое - это «Делание – «мужчину и женщину сотворил их». Это – бара.
Сделал – значит, придумал и ввел в представлениях.
«Создание -
… когда привил душу к телу». Дал ощущение отрывности от нахождения в теле.
Это не относится к созданиям, о которых мы говорим. Он «привил душу к телу»
- навел иллюзию нахождения в теле.
Замыслил само
Творение, разделение на мужское и женское и все остальное. И этим пронизано
все, начиная от введенного в Малхут осознания существования высших в
раздельности мужских и женских свойств.
Это картина,
которую Малхут, человек получил. Ничего не существует, кроме этого. То есть
существует, как этот мир. Но это наше будущее, которым мы будем наслаждаться в
Игре.
Бара - это
делание, мужчина и женщина. То есть придумал и сделал.
Создал - это
когда Он создал Адама и Еву в одном сначала виде. В тот момент, когда они себя
идентифицировали как Адам и Хава, они были в телах. То есть у них ощущение было
уже разницы свойств. Не важно, какое это было тело, и какой их мир окружал. Мы
можем об этом только догадываться. Но ощущение отдельности от мира, как
отражение сущности своих желаний, они уже имели.
И мы можем
говорить о том, что эти тела и мир приняли конечный вид после Авраhама. Но само тело, то есть отделенность в определенной
оболочке от окружающего мира, существовала с момента Адама и Евы. Так как
разделение мужского и женского - это уже выделение сущности из окружающего
Всесильного.
«Создание –
во время, когда привил (hиркив) душу к телу, и
собрал дух (асаф hа-руах). И откуда нам
известно, что это «создание» - определение «собирания» оно? Как написано: «И
создал Бог из земли всякое животное поля и всякую птицу небесную и привёл к
человеку – посмотреть, как назовёт их». И это – именно то, что написано
(Брейшит, 5:28): «И благословил их Бог». «И благословил их Бог».
Предопределил весь сценарий по реализации изначального замысла слияния в
зивуге. А «создал Бог из земли всякое животное поля и всякую птицу» -
собрал Он все то, что являлось средой исправления, в точном соответствии
структуре сначала парцуфа души Адама и Хавы, а потом - всего дальнейшего
развития. Но окончательно отформатировал с Авраhамом.
Потому что если к органу, Йесод (эвер) добавить Хей и Мем, тогда будет Авраhам.
«и привёл к
человеку – посмотреть, как назовёт их». Давать имя – это постигать. Как
человек постигнет. Как он сможет их влить в общее Имя Всесильного.
Насколько в
том, что они существуют, сможет он раскрыть совершенство Его и понять
абсолютное, неземное совершенство замысла Его во всем, что живет вокруг нас.
По мере того,
как мы все окружающее, животных, всякую птицу небесную приводим к себе и
называем их, то есть, приобщаем к гордости нашей за Него, Он смотрит, как развиваемся
мы.
Это никак не
связано с языком, описывающим этот мир. Язык дается нам в решимо, он записан.
Единственное что не записано, на что можно смотреть и ожидать - как мы их
назовем. Как мы приобщим их к Имени Его.
199. Душа
женщины – от женского, а душа мужчины – от мужского. И именно [поэтому] пошёл
змей за Хавой. Сказал: «Поскольку душа её – со стороны севера, совращу её
быстро». И что за совращение (hасата) было с
ней? То, что совокупился с ней (ба алэhа)».
Вошел с ней в
зивуг. Попытался наполниться. Совокупился. То есть она прониклась его желанием.
То, что он передал ей, она восприняла. В зивуг вошла. Слились его желания с
желаниями Хавы.
Почему же «душа
ее со стороны севера, совращу ее быстро»? Потому что «со стороны севера»
отсчитывается удаление от севера. А со стороны юга отсчитывается удаление от
юга. То есть душа ее со стороны севера наиболее удалена.
200.
Спросили его ученики его: «Скажи нам, как дело было?» Сказал им: «Сама-эль,
злодей, связался со всеми воинствами верхними против Хозяина своего, из-за
того, что сказал Святой, благословен Он (человеку): «И командуйте рыбами
морскими и птицами небесными (т.е., ангелами – Ор Агануз)», сказал: «Как
сможем склонить его к греху и прогнать его от Лица Его?» Спустился со всеми
воинствами своими и пожелал себе на земле приятеля, подобного ему, и нашёл
Змея, и тот был подобен верблюду и оседлал его, и пошёл к женщине. Сказал ей
(Брейшит, 3:1): «Неужели так сказал Бог: не ешьте от всех деревьев Сада?»
Сказал: «Попрошу больше и добавлю, чтобы уменьшила она». Сказала: «Отвадил нас
только от плода дерева, которое внутри Сада, сказал Бог: «Не ешьте от него и не
прикасайтесь к нему, чтобы не умереть», - и добавила две вещи. Сказала: «от
плода дерева, которое внутри Сада», а сказано только – «от Дерева Познания», и
сказала: «не прикасайтесь к нему, чтобы не умереть». Что сделал Сама-эль,
злодей? Подошёл и прикоснулся к дереву (это касание (нгия) – как «поражение
проказы» - нэга цораат – Ор Агануз). И дерево возопило (цавах) и
сказало: «Злодей! Не прикасайся ко мне!», как сказано (Теhилим, 31:12): «Да не придёт ко мне нога гордыни и рука
злодеев да не поколеблет меня». Пошёл и сказал женщине: «Вот прикоснулся я к
дереву и не умер, также и ты – прикоснись и не умрёшь!» Пошла женщина и
прикоснулась к дереву, и увидела Ангела Смерти, который встал напротив неё.
Сказала: «Ой мне! Теперь я умру, и Святой, благословен Он, сделает другую
женщину, и даст её человеку! Но – причиню ему, чтобы поел со мной: если умрём,
умрём вместе; если выживем, выживем вместе». И взяла, и съела от плодов дерева,
и дала также мужу её. Распахнулись глаза его и притупились зубы его. «Что это
такое – чем ты накормила меня, что притупились зубы мои?» Так притупились зубы
всех поколений. Воссел в Суде Истины, как сказано (Теhилим,
9:5): «Судья Справедливости», позвал человека, сказал ему: «Зачем сбежал ты от
Лица Моего?» Сказал: «Голос Твой слышал я в Саду и затрепетали кости мои, и
испугался я, что голый я, и спрятался» (Брейшит, 3:10), - что гол я от труда
моего (ми-поали), что гол я от приказа мне (ми-цави), что гол я от деяний моих
(ми-маасай), как сказано: «Что голый я и спрятался». Что было одеждой человека
– кожа ногтей. Когда съел от плодов дерева, снял кожу свою ногтевую с себя,
увидел себя голым, как сказано (Брейшит, 3:11): «Кто рассказал тебе, что голый
ты?» Сказал человек перед Святым, благословен он: «Хозяин всех миров! Когда был
я один – согрешил ли я против Тебя? Но – женщина, которую привёл Ты ко мне, -
она отвратила меня от слов Твоих!», как сказано (Брейшит, 3:12): «Женщина,
которую дал Ты мне (имади)». Сказал ей Святой, благословен Он: «Не хватило тебе
того, что ты согрешила, но [ещё] совратила ты человека?» Сказала перед Ним:
«Хозяин всех миров! Змей совратил меня согрешить перед Тобой!» Привёл троих их
и приговорил их к девяти проклятиям и смерти, и сбросил Сама-эля, злодея, и
группу его (hа-кат шело) с места святого Его, с
небес, и отрубил ноги Змею, и проклял его из всех животных поля и из всех
скотин, и приказал ему, чтобы снимал с себя кожу после каждых семи лет. А Сама-эль
был наказан тем, что стал министром у Эсава-злодея. В будущем, когда выкорчует
(йаакор) Святой, благословен Он, царство Эдомское – вскорости, в наши дни –
сокрушит его первым, как сказано (Йешайа, 24:21): «Укажет (йфкод) Бог воинству
высоты в высоте». И проклятие, и смерть, и кара – всё это за то, что прибавила
к приказу Святого, благословен Он, и об этом сказано: «Всякий добавляющий –
уменьшает». И Бог – да просветит глаза наши светилом Торы Его, и поместит в
сердца наши Страх Его, и удостоит нас идти навстречу Ему, тогда – сердца
просветит, и в сердце – разумение пробудится, и глаза – сиянием засияют.
Была одета на
человека «кожа ногтей», не чувствительная к боли. Он ощущал себя живущим
в коже ногтей. Не было воздействия на него, которое бы он ощущал как страдание.
Наслаждение он ощущал, как существование рядом с Всесильным и от общения с Ним.
Что такое
тридцать два зуба? Это тридцать две малхует. «притупились зубы мои» – то
есть желания уменьшились. Они стали простыми. Во всех тридцати двух уровнях
души приземлились.
«Всякий
добавляющий – уменьшает». «Всякий добавляющий» к словам Его – уменьшает
благословение Его. Усложняет тикун. Уменьшает зивуг с Ним.
Сама-эль.
Ламед - это постижение. Это значит, что действовал он. Самех - это ноль.
Средняя ось, относительно которой происходит разделение верха и низа. Самех -
не наполняется буква. Она круглая. У нее нет разрывности. Нет ни внешнего, ни
внутреннего. Нет длины и развития ни в какую сторону. Это ноль, точка перехода.
Сама – это от Самех в Малхут. Он действует не по программе, которая Всесильным
заложена, а в осознании нарушения установленных Им законов. И Ламед,
присутствующий в этом имени, является не благословением, а символом его
постижения. Того, что он знает, что нарушает, и все равно действует в этом
направлении.
То есть Эль не
всегда обозначает Имя Бога. Может обозначать уровень постижения. А предыдущее
предопределяет, что ты делаешь с этим уровнем постижения.
«Привёл
троих ик и приговорил к девяти проклятиям и смерти». «троих их»
–Адама, Хаву и Змея. «к девяти проклятьям и смерти» – всех трех
приговорил. Все трое на девять сфирот удалены от Него. Сокрытие в девяти
сфирот. «и смерти»,.то есть к круговым тикуним разрывным.
«и сбросил
Сама-эля, злодея, и группу его с места святого Его, с небес, и отрубил ноги
Змею, и проклял». Это подтверждение буквы Ламед. Силу, которая называется
Сама-эль, Он сбросил с места. Всю группу сил, которая окружала его, Он
убрал с неба и опустил на землю. И наказал тем, что душа Сама-эля стала душой
тела министра Эсава. Наказание конца Игры, но не относительно ощущения человека
в теле.