Зоар
Брейшит 275-276
275. Сказал
р. Элазар: «Но кто дал дело Адама – на Исраэля и Моше? (т.е., почему
отрывки Торы, где говорится о Первом Человеке, объясняются в связи с Моше и
Исраэлем)». Сказал ему: «Сын мой! И ты скажешь так. Ведь разве не учил ты
(Йишайа, 46): «Рассказывает от начала конец» (т.е., в начале творения –
разъяснения всей истории)». Сказал ему: «Так оно, конечно».
Прежде всего,
почему описание Адама в Торе соединено в одну книгу с Моше и с Исраэлем? Потому
что Исраэль – это состояние, задуманное до Создания Торы, как результат Игры.
Адам – это первая реализация этого состояния. Моше – состояние, Кетер души,
Исраэль, которое было необходимо на определённом этапе, после разбиения килим:
Ноах, Авраhам, Ицхак, Яаков.
«Сын мой! И
ты скажешь так. Ведь разве не учил ты: «Рассказывает от начала конец». В
начале уже заложено всё развитие, которое должно привести к завершению.
«Сказал
ему: «Так оно, конечно». В этом пункте – вся Каббала.
276. И
из-за этого Моше не умер (ло мит לא
מית),
и Адамом называется он, и из-за него сказано об изгнании последнем (Брейшит,
2): «И человеку не нашёл помощи», но все – «против него» (след. слова
стиха, там же), и так о «столбе серединном» сказано: «И человеку не нашёл
помощи», которая выведет Присутствие из изгнания, как то, что сказано (Шмот,
2): «И посмотрел туда и туда (ко ва-ко כה
וכה),
и увидел, что нет человека». И Моше – в образе его («бе-диюкней» [בדיוקניה], т.е., в образе «столба серединного») действительно,
о котором сказано: «Не нашёл помощи против него».
«И из-за
этого Моше не умер (ло мит לא
מית)».
И «не умер», «ло мит» לא
מית:
Ламед камац, Алеф; Мэм хирик, Йуд, Тав. Умереть можно при отсутствии соединения
מית. В מ везде введена י буква усилия – ת. А смерть
– это обратное состояние. То есть, не соединение מת через י это смерть. Потому
что жизнь есть усилие ת коснуться непостижимости Всесильного י,
наполнить מ. Нежизнь – смерть, обратная сторона.
«…и Адамом
называется он». Вернее, Адам называется им. Почему «Адамом называется
он»? Адам אדם: Алеф камац, Далет камац, Мэм софит.
Соединение א и דם: Замысла и животного начала. «…и Адамом
называется он». Потому что состояние соединения Замысла א и דם
полностью определяется Моше. Адам – это он. Парцуф называется по имени его
Кетер.
«…и из-за
него сказано об изгнании последнем: «И человеку не нашёл помощи», но все –
«против него», и так о «столбе серединном» сказано: «И человеку не нашёл
помощи», которая выведет Присутствие из изгнания, как то, что сказано: «И
посмотрел туда и туда (ко ва-ко כה
וכה),
и увидел, что нет человека». И человек, Моше не нашёл помощи среди Израиля,
«но все – «против него», «и так о «столбе серединном» сказано». И
так сказано о средней линии, которая есть Моше, и за которой должен пойти
Израиль. «И человеку не нашёл помощи», которая выведет Присутствие из
изгнания, как то, что сказано: «И посмотрел туда и туда (ко ва-ко כה וכה), и увидел, что нет человека». И
«туда и туда», «ко ва-ко» כה
וכה: Каф
холам, Хей, Вав камац, Каф холам, Хей. А почему «туда» - это כה?
«Туда» - это направление. В каком направлении? В направлении, в котором
ощущение существования ה соединено с духовным наполнением כ.
Когда показывают - туда, показывают на маршрут движения. А каков маршрут
движения? Маршрут движения должен быть там или туда. Туда – это הכ.
Ощущение ה, приводящее к наполнению כ. Вот это и есть направление, куда надо
идти «туда». Ты должен двигаться в таком направлении, чтобы твои
ощущения жизни ה приводили к наполнению כ. Поэтому Моше смотрит «туда и туда»,
и человека не видит. Ни в направлении этом, ни в направлении том, ни в левом,
ни в правом направлении соединяющих ה и כ нет. Над ה холам. Это означает, что нужно войти в
ворота, которые дадут результат. Чтобы насладиться садом, надо войти в ворота.
Впереди у тебя череда состояний ה. Чтобы наполнился כ, твоя
задача за этими состояниями увидеть сад. Но эти состояния перед тобой. Они ещё
не в тебе: «туда». Почему первое - «ко», а второе «ва-ко»? «Туда»
это запись совершённая. И וכה запись, которая с первой должна
соединиться через ו. То есть, первая - запись правого состояния. Надо идти в
направлении, вызывающем правое наполнение. И левое состояние: «ва-ко». כ
в правом состоянии, כ в левом состоянии. Из левого состояния
усилием достигается ו, соединяется с правым הכ.
«И Моше – в
образе его». Об этом мы говорили раньше. Почему Моше нерасторжим с
Присутствием, «не отодвигается от неё» (см. п. 274).
«…о котором
сказано: «Не нашёл помощи против него». И против этого столба срединного не
нашёл он помощи. Против тех, кто может к нему присоединиться, но им самим не
является. Он-то является в образе «столба срединного». А помощи против этого
столба, то есть тех, кто находится против него, он не видит. От всех, кто стоит
напротив, помощи нет.
«Образ его»,
«юкей» יוקניה: Йуд дагеш, Вав холам, Куф шва, Нун цейрэ,
Йуд, Хей дагеш. Между двумя י стоят буквы וקנ. Правое י, непостижимость, существующая, как Высшая,
отображается в непостижимости, именуемой как низшая ה, יה путём совокупного анализа и оценки:
сочетания וקנ. Соединения ו структуры желаний ק и исходной
структуры души נ. Состояния исправления ק в сочетании с соединением ו и
со структурой души каждого человека נ. И тогда наполнение יי
отображается в ה. Между י Высшее и י нисшее записаны וקנ, отображающиеся в ה.
Окружающие нас в ה образы являются образами, которые генерируются для воздействия
на нас, как י, путём того, что внутри нас есть соединение букв נקו. В той мере, в которой соединяется с высшим ו структура
наших желаний в процессе исправления ק и исходная запись нашей души נ, в
точном соответствии этому нам даны образы окружающего мира ה. «В», «ди»
ד.
Это есть запись образа, который формируется, как יוקניה.