Зоар
Брейшит 192-193
В Торе (Дварим,
1:37) сказано: «Также и на меня Прогневался Бог из-за вас, Сказав: «Ты тоже не
войдешь туда!».
Моше - человек. Можете
себе представить: ты осознано стремился войти в страну, по крайней мере, восемьдесят
лет. И в неё не вошёл. Он Наказал народ Израиля, но Моше это воспринимает, как
наказание себя. Одновременно для него это является запретом на соединение неба
и земли. Это означает невозможность перехода в следующую фазу Игры,
необходимость вторичного кругооборота. Но плохого в этом ничего нет. На самом
деле, это потрясающее продолжение Игры.
В Торе
(Дварим, 9:25) сказано: «И падал я ниц перед Богом в те сорок дней и сорок
ночей, что падал я ниц, так как Бог решил уничтожить вас».
«И падал я ниц перед Богом в
те сорок дней и сорок ночей, что падал я ниц». Говорится о том, что он
падал ниц. Предложение могло быть таким: «Падал я ниц те сорок дней ночей,
которые молил я Бога…». А говорится: «И падал я ниц… в те сорок дней
и ночей, что падал я ниц». «Что падал я ниц»: «в те сорок дней и ночей»,
в которых запись существовала, мною она была раскрыта. Существовала
единственная запись, которая вела к сохранению народа Израиля и должна была
быть раскрыта действиями Моше. И «в те сорок дней и ночей» им было
сделано усилие именно в этом направлении, и эта запись была раскрыта. Его
усилиями никакие другие записи не раскрывались: он шёл по оптимальному пути.
Своими действиями он выбрал то, что было наилучшее. «И падал я ниц перед
Всесильным»: он находился в молитве. Считая себя ответственным за народ,
относительно собственных свойств производил постоянный суд, и прося
Всесильного, Барух ХАшем, народ пощадить.
В Торе (Дварим, 11:6)
сказано: «И что Он Сделал с Датаном и Авирамом, сынами Элиава, сына Реувена,
когда раскрыла земля уста свои и поглотила их, и семейства их, и шатры их, и
всё живое, что под ногами их, среди всего Израиля…».
Зачинщиком конфликта
с Моше был Корах. Почему здесь Всевышний Говорит только о Датане и Авираме, а
Кораха не упоминает?
У Кораха мажоритарно
предопределённая вероятность неудачи его выступления против Моше. Доминирующей
записи, которая вела бы в этом направлении, у Датана и Авирама не было. А у
Кораха перевешивающая запись была. Всесильный показывает народу Израиля:
«Смотрите: вы всё знаете. И того, что было в Корахе, в вас нет. Но есть то, что
есть в Датане и Авираме. И поэтому выбор, который стоит перед Датаном и
Авирамом, стоит, и будет стоять перед вами. И Корах дан для того, чтобы вы
сделали свой выбор». Выбор, который стоит перед народом Израиля, подобен выбору
Датана и Авирама: к чему присоединиться. Корах – это полюс, крайняя оппозиция
Моше. А Датан и Авирам должны определиться, с кем они: с Моше или с Корахом.
Напоминаю:
192. И в
Субботу спускается Святой, благословен Он, с тремя отцами, принять в них дочь
единственную свою (молитву Субботнюю), и это – тайна [слова] Шабат (שבת), [состоящего из] «шин» (буквы «шин», намекающей тремя
ветвями на трёх отцов) и слова «бат» (что означает дочь) –
единственная Его. В то время Хайот высшие, которые названы Четырёхбуквенным
Именем, открывают (начинают речь) и говорят (Теhилим,
24): «Вознесите, врата, головы
ваши… и придёт Царь Славы (Мелех hа-Кавод מלך
הכבוד)».
193. В то
время открываются семь залов. Зал первый – зал любви (hейхала
де-аhава היכלא
דאהבה). Второй – зал страха (де-йира דיראה). Третий – зал милосердия (де-рахамей דרחמי). Четвёртый – зал пророчества (ди-нвуа דנבואה) зеркала светящегося (де-аспаклария
ди-нhара דאספקלריא
דנהרא). Пятый – зал пророчества зеркала не светящегося. Шестой –
зал справедливости (де-цедек דצדק). Седьмой – зал суда (де-дин דדין).
Залы считаются
сверху вниз.
«В то время
открываются семь залов». Всё соединяется воедино.
«Вознесите,
врата, головы ваши… и придёт
Царь Славы». Все врата должны быть открыты и все: «Вознесите врата,
головы ваши». Всё должно выстроиться в одной вертикали. В Шабат всё
соединяется.
«Зал первый
– зал любви (hейхала де-аhава
היכלא
דאהבה)». И «зал», «hейхала» היכלא: Хей, Йуд, Хав, Ламед, Алеф. ה, которая нас окружает, воспринимаемая нами
как действительность, י, бесконечной Мудростью Всесильного и Его
Любовью связанная с כל и א. То есть ה настолько ה, насколько мы соединяем כלא. Это י. То есть, насколько мы делаем усилия по
наполнению כ и соединению ל с א в постижении Высших истин и Его цели,
настолько в окружающем ה мы видим Его. Мы определяем это не как
материальную реальность, а как зал Его Присутствия. «Любовь», «аhава» אהבה: Алеф, Хей, Вет, Хей. Это очень похоже на
Йуд-Хей-Вав-Хей. Всё, что Создано, как Его Замысел א, нам даётся ה, как Его Браха ב. Всё, от
нижней ה до верхней ה, соединено Его Брахой ב. На самом
деле, всё едино, и всё представляет собой Его Замысел א. И всё это
- любовь. И «де», ד: Далет – это «the». «Де-аhава» - то, что сущностно. Когда это «де»? Когда мы можем
одно отделить от другого. А когда мы можем это сделать? Только в уровне Далет.
Потому что в дальнейшем это всё будет сливаться в единое, одно целое. А
сущностная разность может быть ощутима только в «де». И когда мы говорим: «де»
вот это или «де» вот это – это возможно только в уровне Далет: разрывность,
конкретность объекта. Почему здесь не Бет, а Вет? Его Любовь постижима в
зависимости от нашего усилия по её наполнению. Она создана как Вет, но Бет она
может стать только благодаря нашим усилиям. Всё, что Даётся как Его Любовь –
это אהבה. Всё Создано в Любви: и ה
низшая, и ה высшая - и наше восприятие этого мира, и все дальнейшие миры.
Всё это является результатом Его Замысла - א. Но Он наполнен Любовью, и они соединены
Любовью, Брахой ב, которую мы должны распознать, раскрыть и наполнить. Любовь -
не данность, а результат усилий. Поэтому Вет.
«Второй –
зал страха (де-йира דיראה)». «Страх», «йира» יראה: Йуд, Рейш, Алеф, Хей. «Страх» здесь в отсутствии постижения того,
что всё, что Создано, как окружающая нас действительность, является Его
наполнением, соединяющим Его Замысел с окружающей нас действительностью.
«Страх» - в разъединении букв יראה. Если ה как ה не воспринимается, но представляется, как
конкретная действительность, и с א не соединяется, ר она не
наполняется, и вызывает «страх». «Страхом» является отсутствие соединения и
взаимного наполнения букв. «Страх» порождается недостатком веры.
«Третий –
зал милосердия (де-рахамей דרחמי)». «Милосердие», «рахамей» רחמי: Рейш, Хет, Мэм, Йуд. Это то, что Делает Он: Милость. Наполняя
רח, соединяя с מ во исполнение Его непостижимого Замысла י.
В ответ на наши усилия, ר входит в ח, רח соединяется с מ
во исполнение Его Замысла י.
«Четвёртый
– зал пророчества (ди-нвуа דנבואה)». «Пророчество», «нвуа» נבואה: Нун, Вет, Вав шурук, Алеф, Хей. Если человек наполняет Браху
Всесильного ב, его душа נ соединяется ו с Его Замыслом א и с
окружающей его действительностью ה. Это «пророчество»: он видит всё насквозь.
Его душа נ становится совмещённой ו с Замыслом א и с окружающей действительностью ה.
Это Нецах.
И «зеркала
светящегося (де-аспаклария ди-нhара דאספקלריא
דנהרא)». Зеркало, отражающее свет. «Зеркало», «аспаклария»
אספקלריא: Алеф, Самех, Пей, Куф, Ламед, Рейш, Алеф.
Оно замыслено א как разделение ס поверхностей, отражающее состояние פ
в зависимости от соединения קלריא. Это то, что Замыслено א
как разделение ס, отражающее состояние парцуфа того, кто в него смотрит, кое פ
является результатом соединения קלר, которое Его бесконечной Мудростью י
связано с Замыслом всей Игры א. אס. В ס поверхность
парцуфа отражается, как פ, которое зависит от соотношения קלר: оттого, как наполнено ק, насколько туда вместилось ל
и насколько излился ר. И всё это י связано с Замыслом Игры א.
«Светящееся», «нhара» נהרא: Нун, Хей, Рейш, Алеф. Свет определяется,
как соединение נ и ה, внутреннего и внешнего рисунков, ר и א. Свет происходит в меру совмещения נ
и ה. И тогда входит ר, и тогда происходит ор Хозер, который
соответствует א. רא – это есть ор Хозер. Свет – это кли. Его
ёмкость определяется, как נה, совмещение внутреннего и внешнего,
которое наполняется соответственно רא. Это, одновременно, и определение, и
измерение света свечения: меры свечения и его интенсивности. А снизу вверх он реализуется,
как ארהנ. Реализация обратного света есть
отражение Замысла א, соответствующее тому, что даётся сверху, ר, в меру
совмещения הנ.
Почему здесь
сказано: «Четвёртый – зал пророчества зеркала светящегося»?
«Пророчество» - сквозное соединение נבואה. А как характеризовать: в какой мере это
«пророчество» реализуется? Путём «зеркала светящегося». Сначала дано
имя, а потом его измерение: смысл этого имени. Как имя «пророчества»
реализуется, раскрывается в именах «зеркала светящегося».
Мы говорим:
«Двигатель внутреннего сгорания». А что там есть внутри? То-то, то-то, то-то.
Вот и здесь то же самое. Внутри «пророчество», сквозное соединение всего со
всем, характеризуется «зеркалом светящимся». То есть, возможностью отражать
свет вверх.
«Пятый –
зал пророчества зеркала не светящегося». Это Ход. Если правое – в
результате усилий человека светящееся состояние, то левое состояние – «зал
пророчества зеркала не светящегося». В человеке все записи, נהרא есть, но как свечение они не раскрыты.
«Шестой –
зал справедливости (де-цедек דצדק). Седьмой – зал суда (де-дин דדין)». «Справедливость», «цедек» צדק:
Цади, Далет, Куф. צ - реализация исправления, наполнение. Это соединение צ
с ד и с ק. И «цедек» это цадик: тот, кто צ
совмещает с ד и ק, соединяя их вместе. Тот, кто всё время работает: в усилиях צ
постоянно наполняет ד и наполняет ק. Цадик тот, кто производит духовную работу.
А, соответственно, её уровень – «цедек», «справедливость». Ты можешь спросить:
почему справедливость, а не праведность? Праведность – это снизу вверх. А это -
сверху вниз. Мы говорим о том, как это Сделано. Это Сделано справедливо: каждое
следующее состояние даётся в соответствии с предыдущими усилиями. Имя «цадик»
всё время соответствует «цедек». Но разные огласовки, потому что сверху вниз –
это «цедек». Это справедливая оценка твоих усилий. А снизу вверх – это «цадик»:
наполнение צדק. «Цадик» - это снизу вверх: в усилиях
наполнение ד и ק. ד – это внешнее, ק - твои собственные состояния. Во всём
внешнем, во всём внутреннем ты постоянно находишь, раскрываешь Его Действия
относительно тебя. И в зависимости оттого, как ты это делаешь, ты получаешь
новые состояния. И как этот процесс запланирован сверху вниз – это «цедек»,
«справедливость». Каждое следующее состояние - награда, как результат
предыдущего. А то, что снизу вверх – это цадик. «Седьмой – зал суда (де-дин
דדין)». «Суд», «дин» דין: Далет, Йуд, Нун софит.
194. И о
них сказано: «Брейшит»,
«создал шесть» (бара шит ברא שית), «Эло-hим»
(Имя из первого стиха Торы, означающее меру Суда) - зал седьмой. И таковы
они, семь залов, снизу. И, в соответствие с ними, семь голосов (шива калин שבעה קלין) [из псалма] «Воздавайте Б-гу» (Теhилим, 29), и восемнадцать Имён, которые в нём (18
упоминаний Четырёхбуквенного Имени из этого псалма), с помощью которых
Святой, благословен Он, движется («шат», [שט] т.е., букв.: «плывёт») по восемнадцати
мирам, с помощью (Теhилим, 68) «колесницы
Б-жественной двадцати тысячной, с двумя тысячами, которых нет» (простой
перевод (вместо «с двумя тысячами и т.д.»)
«тысячи острых»:
«алфей шинан»
[אלפי
שנאן],
тут же слово «шинан» читается как «ше-эйнан», т.е., «которых нет», получается
«20000 и 2000, которых нет», т.е., 18000), которые – восемнадцать десятков
тысяч (т.е., 180 тысяч) миров. И столько сторожей ворот есть для залов,
принимающих молитвы, и всякая молитва входит только по размеру и по весу (бе-мида
у-ве-мишкаль במדה
ובמשקל).
«И о них сказано: «Брейшит», «создал
шесть», «Эло-hим» - зал седьмой. И таковы они, семь залов, снизу».
Высший зал, «Эло-hим» – это соединение всего
со всем: Эле, Ми. «Эло-hим» - зал седьмой».
Соединение «Эло-hим» начинается с дин.
Построение «Эло-hим» начинается с
седьмого зала. Это соединение Эле в Ми. И это то, что происходит в «зале
седьмом»: там, где до этого существовал только дин. Проявление и раскрытие Его
в мире, в котором до этого существовал дин: только воздействия как таковые,
плохие или хорошие.