Зоар Брейшит 173
В Торе (Бемидбар, 17:27-28) сказано: «И сказали сыны Израиля Моше
так: «Ведь мы умираем, погибаем, все мы погибаем! Всякий приближающийся,
который приближается к Обиталищу Бога, умирает. Не обречены ли мы все на
смерть?».
Фактически, они говорят: «У нас нет возможности исправления. И
нечисты мы будем всегда. Наша нечистота не может быть сопоставлена с чистотой Святилища.
И тогда мы все обречены на смерть, потому что цель наша быть святыми, и она недостижима».
Но, во–первых, это не так. Они говорят: «Делать усилия мы не хотим. И в то, что
это возможно, не верим». А вот что дальше говорит Всесильный.
В Торе (Бемидбар, 18:1-7) сказано: «И Сказал Бог Аhарону: «Ты, и сыновья твои, и отчий дом твой ответственны за
вину против Святилища; и ты, и сыновья твои с тобой ответственны за вину против
священного служения вашего. Также и братьев твоих, колено Леви, племя отца
твоего, приблизь к себе, чтобы присоединились они к тебе и прислуживали тебе; а
ты и сыновья твои будьте перед Шатром Откровения. И пусть исполняют они службу
твою и службу всего Шатра, но к Святилищу и жертвеннику не подходят, чтобы не
умереть им и вам. Пусть присоединятся к тебе и исполняют службу по Шатру Откровения,
всякую работу при Шатре; посторонний же не должен приближаться к вам.
Исполняйте же службу по Святилищу и службу по жертвеннику, и не будет больше
проявляться Ярость против сынов Израиля. Вот Я Взял братьев ваших, левитов, из
среды сынов Израиля, вам в Дар отданы они для Бога, для исполнения работ при Шатре
Откровения. А ты и сыновья твои с тобой соблюдайте священнослужение ваше во всем,
что касается жертвенника и того, что за Завесой, и исполняйте работы. Работу
священнослужения в Дар Дам Я вам, а посторонний, если приблизится, смерти будет
Предан».
В
связи с этими обстоятельствами Всесильный Объясняет им, что в Святилище могут
войти только Аhарон и его сыновья. А левиты, которые
совершили прегрешение, войти не могут. Ибо Корах и Леви произошли из народа. Они
совершили грех, за который их поглотила земля. Таким образом, возможности войти
в Святилище более они не имеют. Поскольку такая запись в Торе существует, в
наших ощущениях существует её отображение во всех реальностях прошлого,
текущего и будущего времени. Это значит, что всегда в среде Израиля будут
находиться люди, которые в очищение не верят, и соответствующие усилия для
того, чтобы иметь хотя бы теоретическую возможность войти в Святилище, делать не
хотят. С одной стороны, это положительное явление: люди признают святость Святилища
и понимают, насколько они нечисты. С другой стороны, это запись ощущения
собственного бессилия, что нехорошо. С одной стороны, собственную нечистоту они
видят, а с другой стороны, в её преодоление не верят: «Все умрём»! Во
Всесильного они верят. Его чистота объективно существующая. Аннигилирует
нечистота. А раз нечистота неприемлема, они говорят: «Наше слияние с Абсолютом невозможно».
Всё в твоих руках. С точки зрения духовных усилий, такого, чего ты желаешь, и достигнуто
быть не может, нет. Это нежелание. Проявление слабости. Они говорят: «Есть
Бог, но возможности с Ним сблизиться нет: Он недостижим». Это не позиция
Израиля. Это позиция иного народа. И поэтому сказано, что приблизиться не может
именно «посторонний»: тот, кто к Дому не относится. Это отсутствие осознания
единства с Всесильным. Фактически, Его неприятие: «Он есть, но я Ему не верю.
Он есть, но я Его не люблю».
Помните?
«… в суде – трое судей».
173.
«И временами соглашаются втроём сделать суд, и приходит «рука», которая
простёрта, [чтобы] принять возвращающихся (раскаивающихся), которая –
Четырёхбуквенное Имя (слово «рука», «йад» [יד], в гематрии составляет 14, и тут
подразумеваются 14 букв – 4 основных букв Имени, и 10, из которых состоит
полное написание названий букв Имени: «Йуд-hей-вав-hей» [יוד
הא ואו הא]), и это – Присутствие (шхинта שכינתא). Называется «рука правая» – со стороны Милости (хесед חסד), «рука левая» – со стороны Мощи (гвура גבורה), «рука Б-га (употр. Четырёхбуквенное Имя)» – со
стороны столба срединного. Когда сын человеческий возвращается возвращением (к
Б-гу), эта рука спасает (шазив שזיב) его от суда, но когда судит «Высота
над всеми высотами» (вариант перевода: «причина всех причин»), сказано
об этом (там же): «И нет от Руки Моей спасающего (эйн ми-йяди мациль אין מידי
מציל)».
«И временами
соглашаются втроём сделать суд». И «втроём» - это единое среднее:
слияние левого и правого.
И «приходит рука».
Делается суд, то есть, левое и правое соединяются в среднем, и суда между ними нет,
суд приводит к единству. Единство в суде – это средняя линия. И тогда «приходит
«рука», которая простёрта, чтобы принять возвращающихся, которая
Четырёхбуквенное Имя». Что значит: «приходит «рука»? В
средней линии постигается Имя Всесильного «Йуд-hей-вав-hей». Так как это «рука», «йад» יד,
это реализация י в ד. Это воспринимается, как действие с Его
стороны. И это означает Его «руку». В нашем представлении - Его желание,
которое реализуется в уровне ד на основании Его
суда в выборе записей, который совершается на основании Его непостижимой Мудрости
י. Иначе говоря: когда три линии соединяются в одну, среднюю,
совершается суд, «приходит» Его «рука», в соответствии с усилием
праведников соединяющая י и запись в уровне ד.
И постигается Его Четырёхбуквенное Имя.
И «это Присутствие
(шхинта שכינתא)». Когда «приходит» Его «рука»:
когда мы постигаем то, что в записи реализуется здесь для нас, вокруг нас и в
нас самих Мудростью Всесильного י в уровне, котором
мы существуем, ד, постигается Его Имя, в этот мир приходит Его Присутствие.
«Называется «рука
правая» - со стороны Милости (хесед חסד)». «Милость», «Хесед» חסד: Хет, Самех, Далет. И называется милостью потому, что это
соединение Его с тем, что находится вне Него: Его Чудом ח. Усилием
человека Чудом Всесильного ח через всё
сокрытие ס Он соединяется с человеком, с уровнем ד:
Проявляется в нём.
И «рука
левая» – со стороны Мощи (гвура גבורה). «Мощь», «Гвура» גבורה: Гимель, Вет, Вав шурук, Рейш, Хей. Это абсолютная «Мощь». Это
всё, что проявляется в ה, как Его Данность ר,
соединённая ו с Его Брахой ב
и системой управления ג. Это Его Мощь.
И «рука Б-га
(«Йуд-hей-вав-hей») со
стороны столба срединного». «Называется «рука правая», как мы Его ощущаем.
Мы даём Ему Имя Хесед, даём имя Гвура, даём Имя «Йуд-hей-вав-hей» «со стороны столба срединного». Кто «Называется»?
Мы Его называем Хесед, мы Его называем Гвура, мы Его называем «Йуд-hей-вав-hей». «Называется «рука
правая», «йад йамина» - со стороны Милости (Хесед)». И «йад смала» -
«со стороны» Гвура. И «со стороны столба срединного», «амуда де-эмцаита»
- «Йуд-hей-вав-hей».
«Когда сын
человеческий возвращается возвращением, эта рука спасает (шазив שזיב). «Спасение», «шазив» שזיב: Шин, Заин, Йуд, Вет. Это то, о чём мы
только что говорили. Раскрытие записей, совершение усилия в средней линии ש,
введённое во все состояния всех парцуфим всех душ ז, соединённое י с Его Брахой ב. Человек должен наполнить ב,
почувствовать Его Браху, поблагодарить Его и тогда в нём раскроется доступ י к записи ז, которая может позволить ему сделать
усилие в средней линии ש. А в том, что мы читали в Торе, в этом
крике сынов Израиля благодарности нет. Там есть только суд о том, что мы не
годящиеся: мы ничего не можем. И «эта рука спасает (шазив) его от
суда». Чем «спасает его» «эта рука»? Тем, что она подводит его к
записи исправления: записи усилия в средней линии שז. Платформа, на которой человек должен
сделать усилие, записана в нём как ש. Она должна быть наполнена. И наполняет ש
сам человек. Записями, создающими в человеке возможность усилия ש,
прошито всё – ז. Всё то, что יב. Там, где есть ב, которую
человек наполняет, через י есть זש.
Усилие в том, чтобы наполнить ב. И тогда его подводят к записи,
позволяющей создать усилие по наполнению ש.
«Когда сын
человеческий возвращается возвращением, эта рука спасает». Он «возвращается
возвращением», то есть, поднимается снизу вверх. Когда человек занимается
духовной работой, делает усилия к очищению и возвышению, он «возвращается
возвращением». Здесь каждое слово имеет точный смысл.
Что значит: «возвращается»?
По дорогам, которые для него проложены заранее,
Израиль «возвращается возвращением»
к א: «возвращающихся» к своему истинному состоянию, задуманному,
как первое. Первое - задуман Израиль. Затем Тора. И так как Израиль задуман
первым, то возвращение к своему первично задуманному состоянию. «Возвращающихся
возвращением», то есть, по заранее проложенным трекам, которые выбираются
Его Усилием. Заранее Проложенными дорогами, которые Выбирает Он.
И «эта рука
спасает (шазив שזיב) его от суда». И «спасает его от
суда»: то есть, даёт ему возможность собственных усилий без тяжёлых тикуним,
без суда. Браха - результат суда.
«… но когда судит
Высота над всеми высотами» («причина всех причин»), сказано об этом: «И
нет от Руки Моей спасающего (эйн ми–йяди мациль אין מידי
מציל).
Кто такой «Высота над всеми высотами»? С Тем, Кто выше всех и
Кто есть Всё, Простое Единство, никакого сопоставления нет и быть не может. И
от Его Руки спасающего нет. Решение, принимаемое Всесильным Святым, Барух Кадош
Ху, изменить никто не может. Почему в тексте есть эта фраза? Давайте прочитаем
слова: «И нет от Руки Моей спасающего». Слово «эйн» в комментариях не
нуждается. А «ми–йяди» – Кто Рука מידי: Мэм, Йуд, Далет, Йуд. С одной стороны «Ми»
– это Кто, с другой стороны «Йяд» – это Рука. Йяд Йуд даёт Того, Чья Рука. И «Ми-Йяди»:
Кто Есть Управляющий и Создающий всё - יד, соединённое י - Его бесконечной непостижимой Мудростью. «Рука
Моя», «Ми-Йяди» это מידי: всё, что Создано и ощущаемо, как
проявление бесконечной, непостижимой Его Мудрости. «Спасающий», «мациль» מציל: Мэм, Цади, Йуд, Ламед. Соединяющий מציל. Тот, кто внутри מ наполняет צ и через י наполняет ל.
Тот, кто מ изнутри наполняет этими тремя буквами. А почему «нет…
спасающего» от того, Кто Есть Он? Потому что Он – Данность: מידי. Гиматрия этого слова - י, десять. Смысл такой:
когда человек находится внутри
Игры, каждый раз, в зависимости от того, в каком он находится состоянии и какое
совершает усилие, избирается соответствующая запись для последующей реализации
его состояния. И этому посвещено слово «шазив». Но о каком спасении, о каком
раскрытии записей относительно того, Кто Есть Всё, может идти речь? Всё происходящее
происходит не относительно Него, а относительно Его Имени. Никакие движения
внутри Малхут относительно Него Самого не происходят. Он есть Тот, Кто Создал
Малхут и систему состояний человека внутри неё: מידי. И всё, что происходит с человеком,
происходит не с Ним Самим, а как Игра между человеком и Его Именем. И поэтому с
Ним Самим, как Рукой Его. На иврите это מידי.