ВВОДНЫЙ КУРС КАББАЛЫ

ВВОДНЫЙ КУРС КАББАЛЫ

Лекции В.И.Слуцкера

Лекция №3

 

Что знает Малхут перед тем, как она начинает себя исправлять? Малхут знает, что она создана как пятый этап, что ей предшествовали состояния: Кетер, Хохма, Бина и Зеир Анпин, что Зеир Анпин ограничивает свет идущий от Бины и, в основном, передает свет хасадим. Она знает свойства Зеир Анпина, так как через есод Творец вводит в Малхут все, что содержит Зеир Анпин. Поэтому Малхут постигает свойства самого Зеир Анпина и всю информацию, которую он несет в себе, начиная со сфиры хесед и кончая сфирой есод. Так ей дали представление о том, как она получилась. Кроме того, в нее введена программа собственного исправления, которую она должна реализовать.

Здесь важно понимать, что Малхут, приняв решение о цимцум алеф, совершает действие по своим масштабам подобное Творцу, подобно Буцине де корденута. И поэтому, в месте контакта высшего слоя Малхут и Эйн Соф, они уже равны, они находятся в состоянии зивуга.  Это кетер де Малхут – Адам Кадмон.

Во время цимцум алеф, Малхут не выталкивает из себя ор хасадим. Она выталкивает ор хохма, то наслаждение, которое она идентифицирует как данное Им. Она хочет быть как Он, любить Его как Он любит ее, давать Ему наслаждение. Желание наслаждать Его самостоятельно, путем собственных усилий, которое называется ор хасадим, в Малхут остается. А так как усилие, которое было приложено Малхут к тому, чтобы быть подобной Творцу, было практически эквивалентно усилию, которым Творец ее создал, то в верхнем слое образуется кетер де Малхут. Здесь она полностью постигает все замыслы Творца. В этом слое нет разделения на ор хасадим и на ор хохма. Там подобие, там слияние. Эта зона называется рош.

Рош строится из постижения того, что Малхут знает о Творце.  Она знает, что зона зивуга, слияния с окружающим Эйн Соф, заканчивается осознанием себя там, где образуется пэ, то есть мысль о собственном получении, где Малхут начинает идентифицировать себя. Там Малхут уже не находится в простом бесконечном зивуге, не разделяя себя и Эйн Соф. В пэ де рош она начинает отделять себя от Эйн Соф. Там нет еще желания получать, но есть начало самоидентификации. Вся остальная информация, которая находится в рош де Малхут, не имеет разделения. Поэтому говорится, что в голове нет никаких килим и нет никакого разделения светов.

Внутри себя Малхут строит то, что знает об окружающем мире. То есть, как она сама появилась, так она себя и идентифицирует внутри.

И необходимо понять, что свет сначала попал в гуф, а потом Малхут весь этот свет вытолкнула обратно, наверх. Это сокращение – цимцум.

 

Вопрос: Рош появилась после цимцума?

Ответ: Конечно. Рош появилась после цимцума, как результат уравновешивания двух усилий: ее создания и цимцума. Постижением самой себя относительно Творца. Это постижение Его замысла. Вот что такое рош.

Вопрос: Тогда на основании чего возник цимцум? Если рош тогда не было, то, что принимало решение о цимцум?

Ответ: Малхут произвела выбор внутри собственных решимот. У Малхут есть два варианта решения: оставаться в состоянии наслаждения Творцом или сделать цимцум. Это волеизъявление самой Малхут.

И у человека вся жизнь человека состоит из выбора вариантов: пойти налево – пойти направо, сделать усилие – не делать усилие. И это отражение того самого явления.

Почему Малхут сделала это усилие? Потому, что в голове у нее находится бесконечное желание соответствовать Творцу, быть подобной Ему. А внизу у нее – бесконечное желание выполнить Его волю и насладиться зивугом. Внизу - абсолютное неравенство. Потому что, если вверху  Малхут – абсолютное желание подобия, то внизу - абсолютное нежелание подобия, абсолютное желание быть обратной Ему, то есть максимально выполнить Его волю. Желание впустить Его внутрь, но, испытывая при этом колоссальное собственное наслаждение за счет того, что дает наслаждение Ему. Без ограничений.

Вопрос: Значит, наверху подобие, только без внутреннего удовлетворения?

Ответ:  Нет внутреннего или внешнего удовлетворения. В Хохма  наверху - простое слияние, а внизу – желание выполнить волю Творца. В Бина наверху – желание выполнить волю Творца, которое мы называем ГА”Р де бина, и, одновременно, стать как Творец, то есть давать наслаждение Ему. Но давать Ему наслаждение – это, одновременно, значит получать.

Если представить Малхут как сферу, то на внешней своей границе она желает быть подобной окружающему, то есть находиться в простом подобии, и быть обратной - в центре.  Вот из этого выбора происходит доминирующее желание быть обратной.

Сама Малхут представляет собой три бесконечности:

1)      бесконечность быть подобной Ему;

2)      бесконечное желание получить наслаждение от Творца;

3)      расстояние между этими желаниями - тоже бесконечность.

Но она не может сделать что-либо «ради Творца», потому что у нее доминирует бесконечное желание получить. Она знает, что Его желание – наслаждать ее. Она хочет выполнить это Его желание. «Ради Него» - там пока нет. Она хочет выполнить, как Хохма хочет выполнить Его желание. Ведь хохма в своей внешней части находится в простом слиянии с Кетером, там практически нет никакой разницы, она проницаема. Что окружающий Эйн Соф, что Хохма – одно и то же. А в своей внутренней части Хохма хочет выполнить желание Творца – насладить тех, кто находится ниже нее.

 Точно так же и Малхут. В своей внутренней части она хочет выполнить желание Творца, дать Ему насладить себя с максимальной силой, потому, что она знает, что это Его желание. Но это желание насладить себя называется эгоизмом.

 

Вопрос:  Можно сказать, что внутри – это осознание Я, вверху – это растворение в Нем?

Ответ: Нет. Малхут - это уже полное осознание «Я», только «Я» разнесенного на бесконечное расстояние от внешнего до внутреннего. Внешнее «Я» хочет быть как Он, а внутреннее «Я» выделяет, как основное Его желание, «насладить меня».

«Я хочу только, чтобы Он меня наслаждал, потому, что знаю, что это Его основное желание. И Я хочу его выполнить, чтобы Он меня бесконечно наслаждал».

Вот что концентрируется в центральной точке. Казалось бы, все ради Него. Но просто центральное желание, желание того, чтобы Он меня наслаждал, носит абсолютно эгоистический характер.

«Я знаю, что Он  хочет, так пусть наслаждает меня». Вот, что внутри.

А снаружи, в верхних слоях, как бы, на поверхности – желание быть подобным Ему. И вот это сравнение самой себя внутри и снаружи приводит к цимцуму.

Вопрос: Но если у Малхут не сформирован рош, то значит она не ощущает ни внутренних, ни внешних желаний. Чем она может ощущать?

Ответ:  В нее введена программа.

Вопрос: То есть получается, что Творец и ощущает за нее, и решение на цимцум принимает?

Ответ: Решение о цимцум алеф Творец за нее не принимает. Он дает ей выбор. Он создает в ней ситуацию, в которой она обязана сделать выбор. Он создает ситуацию принятия решения. Он создает Малхут с осознанием своего кризисного состояния.

Вопрос: Мне казалось, что до окончания цимцум алеф Малхут находится полностью в управлении Творца?

Ответ: Нет окончания и начала. Это все мгновенный процесс. В нее введена информация, что потенциально она может стать как Он. И она принимает решение начать процесс трансформации и стать как Он. И это решение по своему объему, по своей мощи, равно решению Творца по ее созданию.

Поэтому образуется зона зивуга, где они становятся подобными друг другу. Образуется рош. Она постигает все то, что ей надо сделать. И находится в результате цимцум алеф в слиянии с Творцом. Но сначала самоидентифицируется.

В месте желания быть подобной Ему возникает голова, как эквивалентность тому, что ее окружает. Вплоть до уровня, который является самоидентификацией себя, как отличной от Того, с кем находится в слиянии, и который называется пэ. Но, все остальное не находится в зивуге. Все остальное – свет, который вышел из Малхут.

 

Вопрос: Малхут в момент образования рош  получает полную информацию?

Ответ: Нет. Она сразу получает полную информацию.

Вопрос: А что случается с гуфом Малхут после цимцум алеф?

Ответ: Когда Малхут сделала цимцум алеф, из нее вышел ор хохма. Из Малхут вышли легкие света, тонкая составляющая света, которую она идентифицировала, как наслаждение, даваемое ей Творцом. А то наслаждение, которое она получала от собственного усилия, от любви к Творцу, осталось в ней. В соответствии с введенной в нее программой Малхут может наслаждаться только там, где она находит собственное подобие  Творцу.

Внутри гуфа остаются, так называемые, тяжелые света. А легкие света вышли, в том числе и в рош. Потому что рош – это зона слияния с окружающим Эйн Соф.

Тяжелые света, орот ав, – это то, что служит основанием килим. И об этом написано в четвертой части ТЭС.

Далее, в соответствии с данным ей представлением о том, что она получена пятым этапом, Малхут структурирует себя внутри. Она строит тяжелые света, которые в ней остались в виде решимо килим, или корней килим. Малхут сама вспоминает, что в нее входит есод. Она начинает градуировать все внутри себя: кетер, хохма, бина, тиферет или зеир анпин. Но Малхут знает, что тиферет состоит из шести сфирот. В соответствии с этой информацией, начиная со второй трети тиферет, идут тяжелые килим или килим получения.

Это та зона, где она твердо понимает, что есть предел, доминантные килим получения. И она ограничивает этот уровень внутри себя. Называется он – табур, пуп.

А выше находится одна треть тиферет. Она отсекает неполучающие килим: кетер, хохма и бина, а также килим зеир анпин (тиферет), которые заключают в себе свойства кетер, хохма и бина, то есть хесед, гвура и треть самого тиферет.

Вот, что находится наверху над табуром.

Вся эта информация находится в рош. Все действия Малхут совершает внутри себя в соответствии с той информацией, которая в нее заложена. Все это она получила от Творца.

Малхут понимает, что раз она вышла в пять этапов, то она должна разобраться в той зоне, которая ею самой идентифицирована как возможность выполнить желание Творца из любви к Нему. Она должна эту зону разбить также на пять этапов. Поэтому парцуфим, которые последовательно выходят, называются: А”Б, СА”Г, М”А и БО”Н. Это хохма,  бина, зеир анпин и малхут. Она знает, что она сама так произведена, и делает то же самое.

И каждый раз Малхут пытается получить состояние зивуга с Творцом, и каждый раз убеждается в необходимости установления новой границы этого зивуга.

Начинает ощущать самонаслаждение в том, что она выполняет Его волю (состояние А”Б) и наслаждает Его. Снова производится уменьшение масаха, снова производится действие, которое называется бина. Теперь уже внутри - доминантное состояния света бины, то есть ор хасадим. Она уже наполнена наслаждением от того, что подобна Ему в этом состоянии - СА”Г.

 

Вопрос: Она каждый раз должна вернуться в ощущение любви?

Ответ: Совершенно верно. Первое, что она делает после того, как полностью выталкивает ощущение Творца, производит действие навстречу Его желанию.

 

Но у Малхут есть еще решимот о построении М”А и БО”Н.

Следует понимать, что если совершено усилие, то считается, что выполнено действие. И так как в Малхут заложено решимо зеир анпина и малхут, то она их прикидывает на себя, но, на самом деле, не пользуется ими, потому, что они бессмысленны.

До уровня табура все уже исправлено. Малхут, как бы, реализует эти решимот о построении парцуфим М”А и БО”Н. Это значит, что она мысленно конструирует взаимоотношения с Творцом на уровне желания зеир анпин и на уровне желания малхут, но отбрасывает их в сторону, не использует их. Это и называется, что строит свои взаимоотношения с Творцом, как М”А и БО”Н.

Она представляет, как она могла бы впускать в себя свет Творца, наслаждаться им, для того, чтобы передавать вниз (желание зеир анпин), а затем реализовывать Его волю для наслаждения (желание малхут). И понимает, что это невозможно. То есть, она моделирует внутри себя эти ощущения, и от них отказывается.

Почему? Потому что зеир анпин, находящийся в состоянии бины, ей не нужен. Малхут в этом уровне уже наполнена светом хасадим, уже получила состояние бины. Она находится в зивуге с Творцом в ощущении бины, то есть полного постижения того, каким должно быть Творение и как оно должно любить Творца. И это состояние СА”Г.

Все. До уровня, который называется табур, Малхут исправлена.

 

Почему этот порядок вхождения светов работает только до СА”Г, а зеир анпин и малхут уже не реализуются? Потому что каждый раз Малхут останавливается на уровне осознания себя, как получающей, где собственное наслаждение от зивуга, от слияния с Творцом начинает доминировать над ее мыслью о принесении любви и наслаждения Ему. И она каждый раз останавливается на этом этапе. Поэтому каждый следующий парцуф начинается с уровня пэ (рта), то есть той границы, где Малхут ловит себя на том, что она уже не делает это в любви к Творцу, уже теряет Его из виду и начинает самонаслаждаться.

Поэтому она снова делает выход светов, поднимает экран, то есть сжимается. И снова выход света. И снова выход света. И так до точки табура, до состояния СА”Г. Потому что верхние М”А и БО”Н здесь нереализуемые. Потому, что здесь Малхут уже наполнена. Она достигает слияния с Творцом в состоянии бины. Она не может внутри этого состояния бины построить соотношение зеир анпина, потому что зеир анпин – это дальнейшее развитие.

 

Вопрос: А  МА”Н здесь заложен?

Ответ: Нет. МА”Н заложен в цимцум алеф. В том, что Малхут хочет выполнить в центральной точке. Здесь в ней есть только абсолютное желание выполнить Его волю, насладиться Им. И она понимает это односторонне.

Вопрос: Но это и есть точка зеир анпина?

Ответ: Нет. Это уровень ИШСУ”Т. Фактически, верхнее М”А – это ИШСУ”Т, низ бины. Но не нужный ей, потому, что там все заполнено светом хасадим. ИШСУ”Т нужен как переход к получению. А переход к получению здесь невозможен. Малхут установила этот закон ранее сама для себя. Поэтому парцуф, который должен быть зеир анпином, а на самом деле является ИШСУ”Т, не реализуется.

И аналог малхут, то есть получение с целью наслаждения Творения Творцом как финальный результат, тоже не используется.

Вопрос: То есть это те света, которые в принципе должны были бы войти под табур, но она не может их туда пустить?

Ответ: Зачем она делает это? У математиков есть такая шутка: «Как вскипятить чайник с водой? Налить в чайник воды, поставить его на горелку, довести до кипения и задача решена. А если в чайнике уже есть вода? Тогда надо вылить воду и привести задачу к первому варианту». Это то же самое. Малхут знает, что так надо делать, и делает так.

Но построенные модели будут использоваться ею позднее при заполнении нижней, получающей части парцуфа. То есть, это выливание воды и сведение к первому варианту будет использовано. Так эта схема и будет реализовываться.

Вопрос: Когда табур отменится?

Ответ: Когда она построит мир Некудим. Мир Некудим будет построен как нижний М”А.

Вопрос: Я имею в виду, когда соф исправится?

Ответ: ИШСУ”Т получен как желание еще больше насладить Творца из осознания уровня бины. Малхут наполнена светом хасадим. И в облачении света хасадим находится свет хохма. Она хочет сделать еще больше. Она хочет увеличить свет. Она хочет, чтобы это состояние было на таком же уровне света хасадим, а ор хохма проходил бы так, как свойственно зеир анпину, ИШСУ”Т. А это невозможно. Нельзя на этом уровне любви к Творцу впустить в себя больше света. Поэтому она эту схему не реализует.

А почему невозможно? Потому, что осознание, как надо любить Творца, приходит ей с уровня собственного желания, с пэ. Отсюда начинается постижение М”А, что такое предыдущий уровень бины. У М”А начинается голова там, где начинается пэ, то есть желание получать, самоосознание себя, как получающего от Творца, у Бины. Потому что осознание у нее еще ниже получения предыдущего.

А какой должна быть финальная картина? Малхут должна быть полностью заполнена светом: и выше и ниже табура. Но пока она заполнена только до табура. Поэтому говорится, что малхут поднимается с уровня пэ в уровень никвей эйнайм, то есть в Бину. Задача – сделать следующую итерацию, перенести М”А под табур и заполнить его светом. Из того уровня постижения желания насладить Творение, из того уровня любви, который обеспечивает Бина, этого сделать нельзя. Получается  противоречие.

Малхут де Бина постигает только свой уровень. Она не может проникнуть глубже в замысел Творца. Она любит Творца с точки зрения подобия Ему. А вот подняться еще на ступень она не в состоянии. Что тогда делает парцуф СА”Г?

Парцуф СА”Г должен прийти к более чистым помыслам, к более глубокому проникновению внутрь. Прийти к такому уровню в любовном слиянии с Творцом, чтобы там не было мысли о получении или об отказе от получения. Чтобы было просто слияние. Попытаться в этом уровне построить новые свои взаимоотношения с Ним. Потому что прежнего уровня слияния, на уровне ограничивающимся пэ де СА”Г, не достаточно.

Следует понимать, что пэ - это малхут парцуфа. Потому что сам парцуф – это его  голова. Его тело – это уже не парцуф. Парцуф – это осознание замысла Творца. И это, конечно же, голова. Поэтому парцуф называется по уровню постижения Творца. Если зивуг происходит на уровне малхут де СА”Г, то максимум, что Малхут способна сделать – увеличить авиют масаха, добиться распространения соответствующего ощущения, в основном, света хасадим.

А нужно другое. Нужно чтобы слияние было на уровне никвей эйнайм, то есть зрачков глаз. Никвей эйнайм – это уровень Хохма. Никвей эйнайм – это уровень, где Хохма соединяется с Кетером. И поэтому Малхут поднимается в уровень никвей эйнайм для того, чтобы зивуг был такой, который обеспечил бы прохождение света ниже. То есть она настолько должна раствориться в Творце, настолько постигать любовь Творца к ней и свою любовь к Нему, чтобы это было даже выше, чем идея Бины, то есть доставление радости Творцу из разницы свойств с Ним.

Малхут сдвигается в этот уровень. Происходит зивуг, слияние с Творцом. И отсюда уже проходит свет. На этот зивуг строится парцуф, который называется М”А нижний или мир Некудим.

При этом парцуф М”А нижний занимает место Зеир Анпин. То, что построено в качестве мира Некудим является его рош. Зеркальное отображение того, что было наверху (М”А верхнее). Оно, как бы, переворачивается вниз, под табур. Оно построено в ощущениях Бины, на уровне головы Бины, но ниже уровня пупа (табура), уже в зоне получения. И поэтому является головой. Потом голова начинает испытывать влияние решимот, соответствующих тяжелым келим Адам Кадмон (соф). Влияние этих решимот вызывает свет хохма, который поступает под табур. Мир Некудим достигает состояния гадлут и разбивается.

 

Вопрос: При этом в парцуфе СА”Г достигается уровень середины хохма?

Ответ: Не середины, а уровень никвей эйнайм. Никвей эйнайм – это ГА”Р де Бина. Это фактически там, где нет разницы между Хохмой и Биной, там, где уже ощущается сам замысел.  Малхут сдвигается осознанно, в соответствии с программой решимот, заданной ей с самого начала. Она поднимает уровень постижения собственных желаний. Например, сейчас у меня определенный уровень желаний. Но в меня также введена специальная программа, позволяющая мне в кризисных ситуациях резко повысить мой уровень осознания Творца, уровень моих взаимоотношений с Ним. Я прибегаю к этому запасному, резервному варианту, и начинаю ощущать такие желания, которые позволяют мне вступать во взаимоотношения с другими людьми из совершенно других побуждений. Это другое не видно никому, кроме меня.

Вот, что происходит с состоянием Бины, с парцуфом СА”Г. В соответствии с заложенной программой ему разрешают передвинуть уровень собственного постижения замысла Творца даже выше, чем собственные желания Бины. И поэтому зивуг, который происходит при этом, позволяет ему построить взаимоотношения типа Бины, то есть совершенно чистые взаимоотношения Зеир Анпина, подобные Бине, из высших соображений, в зоне получения ниже табура.

Вот что означает, что на зивуг никвей эйнайм вышел мир Некудим.

Вопрос: Никвей эйнайм - это состояние Малхут, где она хочет быть подобной Ему? ГАР де Бина  – это желание быть дающей?

Ответ: Да, конечно. И вот из этого любовного слияния Малхут переносит это понимание ниже. И поэтому она распространяется ниже. Под табуром же нет ничего. Там только записи, решимот от таамим, которые являются основными келим получения. Но также существует и запись об ор хасадим. И здесь распространяются некудот.

Некудот – это состояние, которое Бина испытывает при попытках собственного исправления. Опуская масах вниз, Малхут испытывает состояние подобия Творцу. Потом замечает, что в этом состоянии она испытывает наслаждение, и начинает потихоньку поднимать массах в пэ, каждый раз попадая в равновесное состояние. И эти равновесные состояния называются некудот - точки внутри парцуфа СА”Г. Это происходит пред тем, как она пытается построить парцуф М”А.

Вопрос: Это попытка создать контролируемый зивуг?

Ответ: Нет. Некудот – это уровни света хасадим. Некудот - это уровни внутренней самооценки состояния Бины. Они есть везде. Потому что цимцум алеф оставил эти некудот, так как Малхут хотела уподобиться Бине. Ведь в верхнем своем осознании она знает, что такое Бина. И поэтому некудот есть везде. Некудот – это, как бы, желание соответствовать Творцу в неполучении от Него наслаждения, а только - стремление наслаждаться от подобия Ему. Поэтому эти состояния  некудот или точки - постепенно уменьшающиеся уровни подобия Творцу. Они есть как под табуром парцуфа Адам Кадмон (так как когда выталкивался свет, оставались записи об усилиях подобия Творцу, что и есть некудот), так и парцуфе СА”Г. И поэтому может быть построен парцуф Некудим (от слова некудот) или мир Некудим (мир, потому что это состояние парцуфа Адам Кадмон). Поэтому на более высоком уровне постижения намерения Творца возможно моделирование состояния ниже табура. Поэтому неверно говорить, что некудот куда-то переходят. Никуда они не переходят. На эти решимот опирается построение парцуфа Некудим, находящегося ниже табура. Но эти некудот находятся в очень маленьком состоянии. А выше табура, в парцуфе СА”Г – это реальные некудот.

Вопрос: А что такое тагин и отиет?

Ответ: Отиет - это решимо от таамим. А тагин – это решимо от светов, которые вышли из парцуфа в результате сокращения.

Все решимот, все записи.

Вопрос: Какой пример можно привести тому, что нижний М”А – это зеркальное отражение М”А верхнего?

Ответ: Если бы М”А был бы реализован выше табура, то это был бы Зеир Анпин, находящийся в состоянии Бины, то есть находящийся внутри Бины в зародышевом состоянии. Бина выводит его из себя и реализует там, где он должен быть, после Бины (или ниже Бины), но в таком же чистом состоянии, и даже в более чистом состоянии, чем если бы он был внутри Бины.

Вопрос: А почему он  перевернутый?

Ответ: Нет, он не перевернутый. Это не значит, что у него голова внизу, а ноги вверху. У него все в порядке.

Вопрос: А у него две головы?

Ответ: Откуда у парцуфа две головы? Называют Ари и Бааль Сулам двумя головами следующее.

Рош, зона зивуга, кетер – это голова, которая заключает в себе программу всего дальнейшего строительства.

Но, при первом выходе света из парцуфа Адам Кадмон, сначала вышел свет кетер. И он образовал по отношению к свету хохма, который остался в парцуфе, свойство захар. А свет хохма образовал корень некевот – получения. И взаимоотношения захар и нуква, то есть мужского и женского, произошло в результате выхода светов. Каждый следующий свет, который выходил, становился захар, а каждый следующий свет, который оставался в теле, превращался в некеву (женщину), получающую от высшего.

Все, что происходит, остается в записи. Раз запись осталась, то она реализуется там, где есть получение. Получение есть ниже табура. Выше табура получения нет. А раз ниже табура есть уже получение, то у парцуфа Некудим образуется, как бы, две головы.

Рассмотрим мир Некудим. Рош – это кетер. И ней существует запись, переданная через головы парцуфим мира Адам Кадмон о том, что есть свойство захар и свойство некева. И поэтому в голове та зона, которая раньше называлась Хохма и Бина, теперь делится на Аба (папа), у которого есть свойства захар, и Има (мама), у которой есть свойство некева. Причем, Аба включает ГА”Р де Бина, а Има распространяется на хесед и на гвурот.

 И это деление произошло в результате выхода светов акудим, когда выход каждого высшего света создавал относительно нижнего, дающего и принимающего, ощущение получения наслаждения от высшего. Раньше этого не было.  Все было смешано.

Отсюда говорят, что в мире Некудим есть дин и рахамим, есть свойство суда и есть свойство получения. Но нет третьего свойства, нет свойства хесед – разума, мудрости, то есть средней линии.

И поэтому говорится, что у него теперь есть две головы. Это одна общая голова, которая понимает и полностью представляет все, что связано с взаимоотношением верхних и нижних. И есть зона отдачи и получения (Аба ве Има), которая зависит от состояния нижних келим. Если есть у них МА”Н, просьба о получении, тогда Аба и Има обращаются навстречу друг другу. И тогда это состояние паним бе паним. А если нет у них просьбы о получении, тогда это состояние паним бе ахор или ахор бе ахор, когда каждый живет своей жизнью. Это и есть вторая голова, то есть та зона, которая регулирует процесс не только желаниями сверху, но и желаниями снизу.

Мир Некудим - следующий после мира Адам Кадмон. Потому что мир Адам Кадмон – это состояние отрегулированности отношений с внешним, с Эйн Соф, с точки зрения Малхут мира Бесконечности. А мир Некудим – это новое состояние Малхут мира Бесконечности относительно Эйн Соф. Граница сдвигается под табур, в соф.  И поэтому он называется мир. А промежуточные состояния мира Адам Кадмон называются парцуфим А”Б и СА”Г. Это не миры, это его внутренняя работа по урегулированию отношений с Эйн Соф. То есть, когда свет доходит до табура, а ниже не распространяется – это состояние мира Адам Кадмон. И нет у нас никакого постижения, что там вверху.

Но описание происходящих процессов таким формальным языком имеет смысл, если понимать, о чем вообще идет речь. Если не понимать, что все это попытки Малхут научиться любить Творца, то незачем учить Каббалу. Поэтому и говориться, что Каббала без Торы не ведет к исправлению, а ведет к апокалипсису. Какой смысл в учении? Ее можно учить до бесконечности, всю жизнь или во многих гильгулим.

Изучать Каббалу необходимо для того, чтобы  развить в себе ощущение любви к Творцу. Смысл в том, чтобы начать испытывать любовь к Нему внутри себя, испытать внутреннее ощущение, потому что мы должны ощутить себя частью этого процесса, который мы так внимательно изучаем.