Зоар
Брейшит 232-233
В Торе
(Брейшит, 47:31) сказано: «Он же сказал: «Поклянись мне!». И тот поклялся ему.
И поклонился Исраэль в сторону изголовья постели».
«И поклонился Исраэль в
сторону изголовья постели», «ва-иштаху Исраэль аль-рош hамита» וישתחו
ישראל על-ראש
המטה.
«И поклонился», «ва-иштаху» וישתחו: Вав патах, Йуд холам, Шин шва, Тав дагеш
патах, Хет, Вав шурук. Слева направо: соединиться с Всесильным ו
шурук путём наполнения ח, исправления прегрешения, совершения
усилия ת и движения в средней линии ש. Всё это י заложено в душу человека. Это то, что
непостижимым образом заложено в него изначально: способность к раскрытию записи
ישתחו. «На», «аль» על: Аин патах, Ламед. Сверху вниз: в
постижении системы исправления. «Голова», «рош» ראש: Рейш холам, Алеф, Шин. Раскрытие записей
Всесильного, Уготованного Им ר, в соединении с אש. Постижение всего, что есть в Замысле
Игры: ראש. «Постель», «мита» מטה: Мэм дагеш хирик, Тет дагеш камац, Хей.
Это сладость, Уготованная Всесильным в постижении человеком окружающего мира.
Созданное в מ наполняется Всесильным ט: Он Даёт наслаждение, радость, отдых в
том, как это даётся человеку ה. И это «постель», в которой он отдыхает.
Если מ соединяется с ט и ה, это отдохновение, получаемое человеком от
окружающей его картины во всех точках מ. В Замысле Созданного Всесильным, Исраэль
поклонился тому, что есть постижение Его Замысла. Замысел должен быть сопряжён
с ощущением, которого в нём человек достигает путём его соединения со своими
чувственными ощущениями. А это соединение производится усилиями человека: его
поклонами. А ощущение человека записано, как מטה. Израиль совершает усилия и соединяется с
состояниями, которые изначально заложены, как состояния его наслаждения и
наполнения во всех точках מ. Когда Яаков кланяется «в сторону
изголовья постели», он создаёт запись постижения того, с какой любовью,
какой милостью и добром Создано Творение, весь окружающий нас мир. И, в
соответствии с принципами Творения, эта запись переходит в содержание всех
остальных состояний парцуфа Израиля. Запись, что он кланяется, делает усилия
навстречу этому постижению, создана для Израиля.
232. Другое
объяснение. «Эти порождения небес и земли». Это те, о которых сказано (Шмот,
32): «Эти божества твои, Израиль!» (т.е., слова «эти порождения» объявляют
непригодным (см. п. 214) то, что сказано о золотом тельце). В день, когда
сотрутся эти (создатели тельца) – как будто в тот день сделал Святой,
благословен Он, небо и землю, как то, что сказано (Брейшит, 2): «В день делания
Б-гом Вс-вышним земли и неба». В то время будет Святой, благословен Он, с
Присутствием Своим, и обновится мир, как то, что сказано: «Ибо как небеса
новые и землю новую, которые Я сделаю и т.д.», это – «в день делания (бе-йом
асот ביום
עשות)».
«Эти
порождения небес и земли», о которых сказано: «Эти божества твои, Израиль!». Великаны
– «порождения», отражающие существование в Израиле испорченности:
признания множества божеств. Испорченность Израиля отражается порождением «небес
и земли» в виде великанов.
«В день,
когда сотрутся эти». Будут стёрты «порождения».
«… как
будто в тот день сделал Святой, благословен Он, небо и землю». Когда
«Эти порождения» будут стёрты, произойдёт слияние неба и земли. Храм
будет Установлен, когда Амалек и все его последователи будут стёрты.
«В то время
будет Святой, благословен Он, с Присутствием Своим». Соединение неба и
земли будет характеризоваться Его Присутствием. Оно будет ощущаться, как Шхина.
Первое «В
день делания» - когда Всесильный Сотворил мир. Второе «в день делания» -
совместно: и снизу, человеком, и сверху – ответного «делания» Всесильного
навстречу человеку.
233. В то
время (Брейшит, 2): «И произрастил Б-г Вс-вышний из земли всякое дерево
приятное и т.д.», но прежде, до того, как стёрлись эти, не спускался дождь Торы (митра
де-орайта מטרא
דאורייתא), и Исраэль, которые подобны травам и
деревьям, не расцвели, и тайна вещи (Брейшит, 2): «И всякий куст поля пока не
будет на земле, и всякая трава пока не расцветёт, ибо человека нет (адам
аин אדם אין)», - поскольку «нет человека», который
– Исраэль в Храме, «[чтобы] обрабатывать почву», - жертвоприношениями (бе-карбонин
בקרבנין).
Это комментарий
к «В день делания». И, одновременно, пророчество.
«И
произрастил Б-г Вс-вышний из земли всякое дерево приятное и т.д.», но прежде,
до того, как стёрлись эти, не спускался дождь Торы (митра де-орайта מטרא
דאורייתא)». Здесь написано: «Торой небо и
земля соединены не будут до того, как «эти» будут стёрты». Да,
Всесильный Создание всего этого Записал. Но Записанное Им должно расцвести только
усилиями человека, «который – Исраэль». И «дождь Торы» будет
пролит на тех, кто делает усилия.
«И всякий
куст поля пока не будет на земле, и всякая трава пока не расцветёт». Всё,
что растёт из земли, «расцветёт» усилиями человека. А в цветении том на
земле, что было записано, без усилий человека, «дождь Торы» пролит не
был. Влага, жизнь, содержащаяся в Торе, прольётся с небес на землю для того,
чтобы всё расцвело в усилиях человека.
И человек, на
которого проливается «дождь Торы», «Исраэль в Храме». Это время
Машиаха: «Исраэль в Храме, «[чтобы] обрабатывать почву», -
жертвоприношениями».
И «дождь Торы
(митра де-орайта מטרא
דאורייתא)». И «дождь», «митра»
מטרא: Мэм хирик, Тет шва, Рейш камац, Алеф.
Очень похоже на слово «постель»: מטה. И «дождь» к ливню тоже никакого
отношения не имеет. Это соединение неба и земли. «Митра» это имя руах, уходящее
в шореш. Наполнение מ, которое раскрывается в Уготованной Им
Данности ר. А Им Уготованы рисунки ר. «Тора», «орайта» אורייתא: Алеф, Вав холам, Рейш патах, Йуд шва, Йуд,
Тав камац, Алеф. Что такое свет אור? Это связь ו Его Замысла א с Его записями ר. Свет есть
то, как человеку Даются записи ר в Его Замысле א. יי (Адонай) תא. Свет, соединённый с усилиями человека ת с целью достижения Его Замысла א. Это Тора.
«Орайта» даёт нам представление о том, как всё Сотворённое соединено с тем, что
в усилиях даётся человеку. А Тора תורה: Тав, Вав холам, Рейш, Хей - это Данность.
Это не в развёрнутом виде, более сжато. Учение: усилия человека ת
связаны с получением Его Наследия, раскрытием записей ר, их наполнением в окружающем мире ה.
Но, одновременно, это «орайта»: Алеф, Вав холам, Рейш патах, Адонай, Тав камац,
Алеф. «Орайта» связь между Созданным и тем, что человек постигает. И между ними
Стоит Всесильный, как Адонай, как Его Имя. Это более детальное объяснение того,
что есть Тора. Между אור и תא יי. Всё, что Создано в соответствии с Его
Замыслом, Его Наследие, доступное нам, раскрывается в нас, как אור. Но это есть Его Имя יי, являющееся связью между тем, как это
Сделано אור, и תא. Когда ת соединяем в стремлении א,
мы получаем раскрытие רוא в Его Имени, которое вначале пути есть יי.
А Тора תורה это свертка всей структуры Творения,
которая соединена с усилием человека: רה ות.