Зоар
Брейшит 118
В Торе
(Ваикра, 6:17-22) сказано: «И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: «Скажи Аhарону и сыновьям его следующее: вот закон о грехоочистительной
жертве. Грехоочистительная жертва должна быть зарезана пред Богом на том же
месте, где режут жертву всесожжения. Святая Святых она. Коhен,
который ее приносит, будет есть ее. В Святом месте следует ее есть, во дворе
Шатра Откровения. Все, что соприкоснется с мясом ее, освятится; а если кровь ее
попадет на одежду, отмой пятно в Святом месте. А глиняный сосуд, в котором ее
варили, нужно разбить; если же ее варили в медном сосуде, его следует
прокипятить и ополоснуть водою. Каждый мужчина-коhен
может есть ее; Святая Святых она»».
В Торе сказано:
«Все, что соприкоснется с мясом ее, освятится». Это жертва грехоискупления,
жертва тшувы. И выше, чем тшува, ничего нет. Потому что тшува – самая высшая из
всех молитв. Это усилие человека: суд, который он делает сам над собой. Таким
образом, мясо грехоочистительной жертвы в духовном смысле становится пищей, соответствующей
тшуве. При этом вода, в которой оно варится, очищает мясо от крови, от животной
души. И то, что очищается полностью, соответствует последней стадии тшувы, то
есть, насыщению духовным. После самостоятельного суда человека и его отказа от
греха происходит наполнение. И этому наполнению соответствует поедание этого
мяса. Поэтому говорится, что тот, кто его коснётся, освятится.
Во время
кипячения вода смешивается с воздухом. И всё это происходит на огне. Тогда в
воде остаются записи, которые мясо в виде суда отделяют от мяса в виде наполнения.
Или те, которые усилия человека по суду над самим собой отделяют от устремления
к Всесильному и наполнение Им. То, что первое отделяет от второго, остаётся в
воде, как решиму, как частички крови, которые всё ещё сохранились. А в варёном
мясе крови нет. Вся она смешивается с водой и уходит из него. Эта запись в
одном случае соприкасается с тем, что вышло из земли. То есть то, что есть
земля в соприкосновении с огнём. И запись земли, даже укреплённая огнём, соприкасается
с записью того, что предшествует наполнению. И эти записи становятся
неотделимыми друг от друга. Наполнение происходит как результат усилия человека
навстречу Всесильному. При этом он не находится в системе исправления, а
полностью воспринимает её. А обожженная глина является пористой. Даже
соприкоснувшись с огнём, она всё равно смешана с системой управления. Иначе
говоря, она является субстанцией, над которой властвует тикун, что несовместимо
с усилием. Когда человек достигает полной тшувы, он выходит из-под влияния:
звезды над ним не властвуют. Земля же субстанция, над которой звёзды властвуют
постоянно. В земле на любой глубине всегда есть поры, воздух. И в глине всегда
есть поры, но они очень маленькие. То, что касается насыщения мясом животного,
- это наполнение тшувой, являющейся продуктом твоего усилия, которое не связано
с системой исправления, а есть её результат. Глина же, даже обожженная,
является продуктом, соединённым с системой управления. Поэтому то, что выходит
из мяса и соединяется с водой, записи, которые находятся в воде, нерасторжимы с
глиной. Тогда этот сосуд второй раз использовать нельзя, потому что он обратно
через воду передаст то, что мешало предыдущему духовному питанию. Оно ушло из
мяса, смешалось с водой и частично отсорбировалось глиной. Поэтому даже
обожженная глина служить сосудом для следующей порции мяса не может: она
передаст ей решиму о том, что первой порции мяса мешало стать наполнением.
Второй случай
совершенно другой. Любой находящийся в земле металл после воздействия на него
огня землёй быть перестаёт. Кроме того, медь красная, после соприкосновения с
воздухом становится зелёной, таким образом, как сказано в Торе, избавляя от яда
насекомых и змей. С одной стороны, в ней есть свойства красного, но это не свойства
земли. В случае с глиной огонь укрепляет землю. А в случае с медью очень
сильный огонь из земли выделяет иную субстанцию, которая является полезной для
человека. И этот металл не несёт в себе возможности соединения с решиму,
которые, вследствие того, что он выжжен огнём из земли, может передать другому
человеку. Земля сожжена, остался только металл. И так как огонь уничтожил всё,
кроме самой меди или металла, то с животным металл не соединяется, он не
соединяется ни с какими решиму, он может быть отмыт водой. С решиму он может
соприкоснуться и расстаться с ними, но впитать в себя решиму, передавая их
остальным, он не может. То есть, при соприкосновении металла с водой вода
уносит все записи. Чтобы избавить от отходов мяса, которые растворились в воде,
сосуд надо прокипятить. Их должна очистить та температура, которая их принесла.
Такое же соединение, воздействие воды и огня, которое прилепило решиму, должно
его и отсоединить. Это как жир, который растворяется в воде и прилепляется к
стенкам сосуда. Он может быть смыт только горячей водой.
В Торе
(Ваикра, 6:23) сказано: «А всякая грехоочистительная жертва, кровь которой
внесут в Шатёр Откровения, чтобы совершить искупление в Святилище, запрещена в
пищу - ее следует сжечь в огне».
При кроплении
капли крови выбрасываются в воздух и через него попадают либо на жертвенник,
либо на Занавес Шатра. Процедура искупления состоит в молитве и в кроплении.
Кропление – когда кровь, кдуша наносится с пальцев, с рук первосвященника.
Животное желание переносится на уровень желания человека. Кропится перед входом
в Святая Святых, в Шатре Откровения, попадая на землю и на Занавес. Таким
образом, вся эта цепь означает следующее. То, что есть животное желание,
идентифицируется, связывается с желаниями человека как со своими собственными,
передаётся через воздух и соединяются с тем, что Всесильного скрывает от нас. И
это уже следующая стадия: не наполнение, а полное соединение с системой
управления и полная связь со всем, что из этой системы управления проистекает в
качестве твоих помыслов, радостей или печалей, желаний и их наполнения. Всё это
уже полностью в раскрытии и в связи с системой управления Всесильного. Молитва
более высокого уровня, которая знаменует полное слияние с системой управления.
Это уже не тшува, а как бы её вторая производная. Это не только наполнение от
тшувы, но и слияние с системой управления, которое вызвано самим прегрешением,
его осознанием, раскаянием и последующим наполнением. И в этом случае
наполнение как таковое уже тоже является ничем, а только в постижении человека,
который достиг такого состояния, что допущен до искупления, в его представлении
само наполнение является записью. И поэтому мясо сжигается.
В Торе
(Ваикра, 6:5) сказано: «И огонь жертвенника должен постоянно гореть и не гаснуть,
и коhену следует каждое утро подкладывать в него дрова,
и возлагать на него жертву всесожжения, и сжигать на нем жир животных,
принесенных в мирную жертву».
Тук - жир животных.
Он есть следствие интоксикации организма. Это токсины, которые связывают воду,
и отделяют мясо от клипы, от шкуры. Грязь, которая помимо самой клипы,
окутывает тело. Из чего состоит жир? На девяносто процентов он состоит из воды.
Но вода, связанная токсинами и белковыми соединениями, которые нарастают вокруг
них как вокруг центров кристаллизации. Самые, самые нижние воды. То из окружающей
среды, что есть несовместимое с телом, что этим телом отвергается и связывает
воду, оставляя её в теле как нижнюю воду. Спрашивается, жир можно есть? А сало?
Нет, нельзя.
Количество
жира в организме прямо пропорционально количеству токсинов. Потеря лишнего веса
связана с деинтоксикацией. Когда человек начинает очищать своё тело, то есть
выводить из него то из внешней среды, что ему не соответствует, жир уменьшается,
он худеет. По мере исправления в результате духовной работы человек худеет,
теряет вес, становится легче. Лёгкость и чистота - понятия совместимые. Каббала
как путь к похудению? Нет. Как путь к поумнению – да. И последующие действия,
связанные с заботой о своём теле, с правильным питанием, деинтоксикацией – всё
это правильно. Но не как прямой путь к похудению.
Жир сжигается
в пламени. Во-первых, потому, что его нельзя употреблять в пищу. Ведь жир – это
результат избыточных желаний. Их удовлетворение приводит к ожирению. Эти
желания сгорают в пламени Мудрости. Кстати, мы нигде не читали о толстых
каббалистах. В нашем представлении они всегда пожилые люди в хорошей форме, которые
живут долго. В том числе, и поэтому же.
Каббала ведёт
к поумнению. А как его следствие - к правильному образу жизни. К размеренности
и к умеренности.
Мы разобрались
по поводу того, что «исправился Трон Верхний и Трон Нижний, и миры все
уселись на местах своих, и буквы все исправились на кругах своих (бе-гилгелой
בגלגלוי), при выпрямлении рисунка узла («би-пшиту
де-тофсира де-кутра» [בפשיטו
דטופסירא
דקוטרא]». И всё это было в «четвёртый день Творения». То
есть день, когда во все парцуфим, в листья Дерева Игры были внесены записи
исправленных состояний «при выпрямлении рисунка узла». Для душ, которые
достигли этих записей, и они в них раскрылись, «выпрямляется узел»,
структура мироздания в том, чем является головной тфилин. То есть, Замысел
мироздания, Замысел Игры, Замысел Творения, который вокруг головы, и на наш
уровень спускается двумя линиями. А структура этого Замысла есть «узел»
тфилина. И в сознании людей при раскрытии в них записи исправления он «распрямляется»,
то есть, становится принципиально понятным. Дальше идёт нечто удивительное.
118. «И
день четвёртый – это день, «презираемый для строителей», как написано (Теhилим, 118): «Камень, презираемый строителями (эвен маасу
hа-боним הבונים מאסו אבן)», как то, что сказано (Шир hа-Ширим, 1): «Сыновья матери моей обругали меня». Поскольку
светило это уменьшило себя и свет свой, то [слои] кожуры (клифин קליפין) установились в месте своём. Все те
светила, которые светят, все они подвешены к тому своду небес, [чтобы]
исправить с их помощью Трон Давида».
«Камень,
презираемый строителями». Что же такое «камень»? «Камень», «эвен»
אבן Алеф, Вет, Нун софит. Замысел Всесильного, данный Его Брахой в
соединении Его Замысла с бесконечной структурой желаний души человека. «Камень»
- то, что человек ощущает, как центр мироздания. С чего он может начать, на
что он опирается в постижении Замысла. Если человеком будет наполнена ב, то
ן
сольётся с א. А до этого то, что Он Создал, краеугольный «камень»,
Его Браха постигается как «камень», на котором зиждется человек,
строится всё его бытие. Твердь, на которой он находится. И «презираемый», «маасу»
מאסו Мэм, Алеф, Самех, Вав шурук. И «презираемый»
- то есть, не оцениваемый. Здесь говорится о том, что пока это не
достигнуто. И «день четвёртый» - это то, к чему «строители» стремятся,
но постичь чего не могут: выйти за пределы мироздания. И «презирать»,
«маасу»: то, что есть מ в соединении с א, но
разделённой ס с ו. Слева направо: то, что есть связность, которая сокрытием
отделена от постижения Замысла Творения в наполнении этим Замыслом окружающего
мира. То, что нас окружает, с Замыслом Творения соединено абсолютно, но от
связи с нами отделено. מא существует как
реальность, но с помощью ס она отделена от связи нас с Ним, потому
что соединение מא - результат этой связи. А преодолеть ס
можно только наполнением ו. Мы наполняем ו, преодолеваем ס и у нас א и מ, осознаваемая нами структура мироздания
и постигаемый мир, сливаются.
«И день
четвёртый – это день», созданный как не понимаемый и не оцениваемый «строителями»,
то есть, евреями. И «презираемый для строителей» - созданный для них как
не оценённый и не осознанный. Как один человек может презирать другого? Только
не зная его свойств, потому что в ответ на оскорбления душа молчит. То есть, он
видит смысл во всём. Он может его осудить. Но презирать – это значит, закрывать
глаза и осуждать или вообще игнорировать неизвестные ему свойства. И игнорирование
неизвестных свойств – это не наполненный ו, который от א
מ отделён ס.
И «презираемый
для строителей» означает: постижение «дня четвёртого» находится
так высоко, что для евреев, «для строителей», для людей, которые строят
свою душу, оно создано практически недоступным. «Камень, презираемый
строителями» - это постижение «дня четвёртого».
Постижение структуры мироздания и того, что есть такое «камень» אבן, есть осознание «дня четвёртого».
Отвергаем «строителями»
- то есть, не постигаемый ими. То, что мы не можем распознать, и поэтому не
замечаем и не оцениваем.
Связка ס ו реализуется снизу вверх и сверху вниз: усилием человека и
наполнением чудом Всесильного. Когда ס наполняется ו, א раскрывается в соединении с מ.
Входит то, что отвергалось. Устанавливается ו, а ס исчезает. Каждое мгновение, вся реальность
является Его чудом. Чудом Всесильного меняется осознание реальности. ס наполняется, он перестаёт быть сокрытием, нулём.
«Камень» -
это понимание того, что в парцуфе Адама существует уровень неисправленности,
который человеческой душой ощущается как земля, как твердь.
Есть парцуф
Адама, он ощущает себя в нематериальной форме. Потом происходит сгущение,
поляризация свойств. Как биполе. В одной его части начинают концентрироваться
отрицательные свойства, в другой - положительные. В результате появляется никева.
Но одновременно с ней внизу парцуфа продолжается кристаллизация неисправленных
свойств. И в результате они превращаются во внешние. То, что было внутренним
ощущением парцуфа – я вот такой – в результате неисправления становится
внешними воздействиями. Он теряет ощущение мира как себя и начинает ощущать
себя в мире. Но свойства, благодаря которым он теряет ощущение включения всего
в себя и начинает ощущать себя находящимся в материальном мире, в этом мире
отображаются как земля. При создании парцуфа они заложены, как записи, которые
олицетворяют «камень», кристаллизующийся внутри воды. Записи в целом
представлены в виде водяного шара. И раскрываются записи, которые настолько
тяжёлые, что внутри этого шара они опускаются вниз. И служат основой для
развития Игры снизу вверх. При этом в осознании человека мы видим землю.
В слове «маасу»
соединение א с מ, это наполнение. א מ – это раскрытие и постижение Его Имени в
окружающем нас мире.
И «как то, что
сказано: «Сыновья матери моей обругали меня». Это - к непостижению. «Сыновья
матери моей» - души, созданные в постижении ה нижнее, всей структуры не видят.
«Поскольку
светило это уменьшило себя и свет свой, то слои кожуры (клифин קליפין) установились в месте своём». Клипа,
«клифин» קליפין - Куф, Ламед, Йуд, Фей, Йуд, Нун софит.
Когда нет соединения קלי, פ соединяется с ן, со структурой души человека. Когда ק
не наполняется לי, פ соединяется с ощущениями ן.
И «клифин»
- исправляемое состояние. Если ן соединяется с י, происходит наполнение פ,
י и ל входят в ק. И «клифин» исправиться сами
по себе не могут. Сама по себе ן исправиться не может. С точки зрения того,
что они существуют как следствие ן, исправления здесь нет.
В чём разница
между «клифин» и клипот? И «клифин» - «кожура», на
самом деле, её не существует. И клипот на самом деле, не существует. В клипот ת
есть, а в «клифин» нет. Поскольку в слове «клипот» последняя
буква ת, совершается усилие, ת наполняется, наполняется פּ, ל соединяется с ק.
Если же ת нет, то ן как соединится? И «клифин»
существуют в непреодолимом виде. Здесь нет буквы, исправляющей ן.
И «кожуры», оболочки исправлены быть не могут, потому что их нет. Если ן
исправляется, всё исправляется автоматически и слово «клифин»
пропадает: оно исчезает. И «кожуры установились в месте своём». Это
внутренние состояния, которые установлены как препоны. На самом деле, их нет.
Они существуют, только как результат отсутствия работы. И поэтому здесь нет
связи с внутренним усилием. Если внутренние усилия есть – «клифин»
нет.
פ
и ן непостижимой Мудростью Всесильного י связаны в единый комплекс. Структуру
мироздания они не постигают, а видят только окружающий мир. И это פ
и ן или ן – פ. Но י они склеены воедино. Комплексы ощущений,
которые они имеют, непостижимым образом склеенные вместе, являются их желаниями
и их образом мысли.
Функция «клифин»
такая же, как при беге с барьерами у барьера: сокрытие. В самом барьере усилия нет.
Это не человек, а сам барьер. И «клифин» - состояние «я»,
характеризующееся записью отсутствия усилий.
Клипот –
осознаваемые и преодолеваемые, а «клифин» - специально рельефно оттеняемое
слово, которое показывает описание состояния отсутствия усилий.
«Все те
светила, которые светят, все они подвешены к тому своду небес, чтобы исправить
с их помощью Трон Давида».