Зоар 215 – 219.
Прежде, чем
комментировать пункт двести шестнадцать, давайте вспомним, о чём говорилось в
пункте двести пятнадцатом.
215. «Заповедь пятая. Написано (Брейшит, 1): «Воскишат воды кишением
душ живых». В этом стихе есть три заповеди. Одна – заниматься Торой, одна –
заниматься порождением («прия» - существительное от «плодиться», т.е.,
«создание плодов») и размножением, и одна – обрезаться в восемь дней и убрать
оттуда «арла» («арла» - часть плоти, удаляемая при обрезании). Заниматься
Торой, и стараться в ней, и увеличивать [занятия] ею каждый день, [чтобы]
исправить душу свою и дух свой (нафшей ве-рухей)».
«душу… и
дух». Совокупность нижней и высшей.
216. «Ибо
поскольку сын человеческий занимается Торой, исправляется в душе (бе-нишмета)
другой святой, как написано: «Кишением душ живых (нефеш хая)», -
душа та живая святая, потому что когда сын человеческий не занимается Торой,
нет у него души святой; святость, которая свыше, не пребывает на нём. А когда
он занимается Торой, то тем говором, которым выговаривает её (бе-hаhу рхишу де-рахиш ба),
удостаивается той души живой и – быть, как ангелы святые».
«исправляется
в душе другой святой, как написано: «Кишением душ живых (нефеш хая)»,
- душа та живая святая, потому что когда сын человеческий не занимается Торой,
нет у него души святой». Здесь «дух» и «душа святая» - это
одно и тоже понятие. В предыдущем, двести пятнадцатом пункте - «дух», а
в двести шестнадцатом – «душа святая».
«А когда он
занимается Торой, то тем говором, которым выговаривает её (бе-hаhу рхишу де-рахиш ба)».
«которым выговаривает её», то есть оживляет. Своей любовью оживляет, «выговаривает».
В подъёме голоса рождается она – часть души живой. Или оживает дух. Но
так как голос, в котором рождается она, он возвышает, то он её «выговаривает».
Так как произносит слова любви, направленные к Всесильному. Он «выговаривает
её». В том, что он произносит ртом или мысленно, как хвалу и любовь к Всесильному,
оживает, «выговаривается» его душа.
«удостаивается
той души живой и – быть, как ангелы святые». «удостаивается той души живой» и
«удостаивается… быть, как ангелы святые». То есть он сам становится
подобным тем силам, которые воздействуют на него. Как бы человек это не
воспринимал, на него воздействуют в бесконечной любви. И он сам становится
подобным этим воздействиям, ангелам. Подобно этому воздействию он в абсолютной
любви устремляется к Нему.
Воздействие,
кажущееся нам ангелами, на самом деле – это Его любовь. И тот, кто это
понимает, становится подобным этому воздействию. Но, будучи подобным ангелам,
он становится управляющим этим миром. И в этом суть всех чудес.
Подобное
сдвигается подобным. Для того чтобы воздействовать и менять силу воздействия,
надо стать подобным ей.
На самом деле,
иерархии ангелов не существует. Всё вокруг есть Его неощущаемое воздействие –
свет.
Ангелы, силы
воздействия выстраиваются в определенной последовательности в преломлении
нашего восприятия. Низшие Его ангелы, это то, что мы воспринимаем в неисправленном
состоянии. Высших ангелов мы ощущаем в исправленном состоянии.
Нет никаких
ангелов, которые поют. Когда мы перечисляем ангелов, которые поют хвалу
Всесильному, Барух Кадош Гу, мы говорим всего лишь об уровнях Его восприятия и,
соответственно, о нашей возросшей любви к Нему.
Восприятие
нами возросшей мощи воздействия сопровождается нарастающим ощущением любви в
Нём. А, следовательно, по мере того, как мы всё выше и выше раскрываем Его,
возрастает наше ответное чувство к Нему. Это всё более и более сладостно для
нас. Невероятно, бесконечно.
И когда перечисляем
уровни ангелов, которые поют Ему хвалу, мы фактически говорим о том, что прошли
все эти уровни. Мы осознаём, что это такое, и понимаем, что в финале, в гмар
тикун все уровни Его восприятия сверху донизу будут обращены в эквивалент
уровня любви к Нему.
217. «Как
написано (Теhилим, 103): «Благословите Б-га,
ангелы Его», - это те, кто занимаются Торой и называются «ангелами Его» на
земле, и это то, что написано (Брейшит, 1): «И птица полетит на земле», - это в
этом мире. В том мире, учили мы, что приготовил Святой, благословен Он, сделать
им крылья, как у орлов, [чтобы] летать по всему миру, как написано (Йешайа,
40): «И уповающие на Б-га восстановят («йахлифу», - т.е., букв., «заменят»)
силу, вознесут орган (йаалу эвер), как орлы».
«вознесут
орган – эвер». Что такое «орган»? Мы уже знаем, что это
такое. «эвер» - Йесод. И пишется он как Бара.
«Благословите
Б-га, ангелы Его», - это те, кто занимаются Торой и называются «ангелами Его»
на земле». Это мы разобрали в предыдущем пункте. Если мы оправдываем Его
здесь то, следовательно, являемся ангелами, равными ангелам Его, которые
воздействуют на нас. Так как мы оправдываем Его, то мы уравновешиваемся с ними.
«и это то,
что написано: «И птица полетит на земле», - это в этом мире». Смотрите, «птица»
- это образ, который соответствует парению в воздухе, опираясь на левое и
правое крыло. То есть, находясь в двух линиях, и продвигаясь в среднюю. Но в
воздухе – состоянии Зеир Анпин, в постижении того, что является уже неземным.
Но написано:
«это в этом мире». Таким образом, когда мы здесь сидим и занимаемся Торой,
то мы находимся в воздухе, как птицы. Но «в этом мире». Мы уже не ходим,
но находимся «в этом мире».
«В том
мире, учили мы, что приготовил Святой, благословен Он, сделать им крылья, как у
орлов, [чтобы] летать по всему миру». «В том мире», который является
чувственным постижением не материального, а нематериального, вы не ходите, а
летаете. И можете перемещаться «по всему миру». То есть по всем
реализациям всех душ. Но это называется оживление мёртвых.
«крылья» птицы
- это Нецах и Ход, которые суть есть уже не усилия в левой и правой
линии, а пульсация между ними в состоянии Зеир Анпин. Состояние чистой души.
Пульсация, это точная мера. То есть маленькие, маленькие колебания между левым
и правым. Состояние балансировки, точный баланс. Переход из левого и из правого
в среднюю линию без усилий.
«И
уповающие на Б-га восстановят, «йахлифу» силу, вознесут орган, как орлы». Совместят
«эвер». То есть поднимут Йесод и, исправляя его, приведут в
полноценное исправленное состояние воздуха, соединённого в свойствах Бина.
И «вознесут
его, как орлы». То есть Йесод будет выполнять функции исправленного Зеир
Анпин. Он не будет передающим в этот мир постижение, осознание и ощущение того
мира. Малхут и Йесод станут Зеир Анпин. При этом мы будем находиться сверху.
Сможем постигать, как через Йесод производилось исправление Малхут. И облетать
все миры и возвращаться в состояние малхуёт.
Мы эвер,
Йесод вознесём в воздух. Что значит «вознесём»? Находясь в ощущениях исправленного
состояния, будем осознавать и чувственно постигать, как производилось или
производится (Игра будет бесконечной) воздействие на неисправленное состояние,
и как в них ощущали или ощущают себя души людей. Исправляясь при этом, находясь
на двух крыльях.
Это состояние
соответствует тому, что называется объединение Йуд Хей с
буквами Вав Хей.
Это состояние и есть мир
Ацилут. Возможность оценки и восхищения всей прошедшей Игрой и текущим
нематериальным состоянием. Ацилут, это не какой-то мир, это состояние.
Вначале вы
полностью оправдываете своё состояние. За этим следует чувственное постижение
состояния любого.
Откуда берутся
состояния раби Шнеерзона или Кадури, которые полностью ощущали каждого еврея?
Это и есть парение на двух крыльях, но «в этом мире».
Если даётся
ощущение нематериального мира, человек в теле не может находиться в ощущениях
этого мира. Это пограничное состояние. Возможность ощущения этого мира как если
бы он был не в теле.
Входя в это
состояние, человек исправляет ячейку матрицы, в которой находится.
Пока человек об этом не
задумывается, он собственное тело ощущает нормально. А когда задумывается, оно
ощущается как некая оболочка. Совершенно не так, как то, что обычно принято
называть Я. Но это ощущение очень трудно передать. Для этого ни в одном из
самых совершенных словарей не хватает слов.
Паря, вы
балансируете своё состояние очень быстро, незаметными усилиями. Ходьба, это
усилие при переходе из одного состояния в другое. А здесь нет усилия, оба
состояния совмещаются. Нахождение в постоянном балансе.
Особенность -
в пульсирующем балансе. Но без усилий. Только пульсация этих состояний.
218. «И
именно то, что написано: «И птица полетит на земле», - это Тора, которая
называется «вода» (в приведённом выше стихе «воскишат воды и т.д.»), воскишит и
выведет движение души живой, из места той «живой» (хая) вытянет её вниз,
как то, что сказано. И об этом сказал Давид (Теhилим,
51): «Сердце чистое (лев таhор)
создай мне, Б-г», - [чтобы] заниматься Торой, и тогда – (там же): «И дух верный
(руах нахон) обнови внутри меня».
«Это Тора,
которая называется «вода» («воскишат воды»). Воскишит - придёт в
движение. Когда вода кипит, она «воскишает», начинает подниматься воздух. К
воде подводится мудрость, огонь нагревает её. Вскипает воздух, из воды
выделяется воздух – пузыри. Получается обмен. Возникает пар - пограничное
состояние. Вода переходит из жидкого состояния, из воды нижней в воду высшую.
Соединяется с воздухом.
Абсолютно всё
подобно всему. Как китайский шарик, один в другом. Просто весь этот мир создан
так, что сквозь него виден мир высший.
«вытянет её
вниз», произведёт соединение высшего с низшим.
То место,
которое мы читаем, посвящено не стадийности исправления. А чистоте
исправляющейся души и состояниям, которые ей соответствуют. Это постоянно возрастающая
любовь к Всесильному, связанная с высотой подъёма.
Имена
Всесильного, это ступени, которые раскрываются в поднимающейся душе по мере её
очищения. Всё вокруг Имена Всесильного. Если мы посмотрим на буквосочетания
этих имён, мы поймем, о чём идёт речь. О каких состояниях, об оправдании какого
уровня усилий. О том, какие усилия и какие чувственные постижения входят в эти
усилия.
219.
«Заповедь шестая – занимается порождением и размножением. Ибо всякий, кто
занимается порождением и размножением, причиняет той реке (наhар) струиться постоянно, и не прекратятся воды её, и
море наполнится со всех сторон, и души новые обновятся и выйдут из того дерева,
и воинства многие умножатся сверху с теми душами (чтобы охранять их). И это то,
что написано: «Воскишат воды кишением душ живых», - это знак Союза (брит)
Святого, река, которая тянется и выходит, и воды её увеличиваются и говорят
говором, и умножение душ – для той «живой» (хая)».
«Заповедь
шестая» - собственно, эвер, «занимается порождением и размножением». В
точном соответствии с его аналогом в нашем теле. «порождением и размножением».
Это необходимый уровень, сопоставление с которым «порождает» души в неисправленном
состоянии и способствует их увеличению. Потому что сопоставляется с этим
уровнем. Он задаёт «порождение».
Предел, к
которому мы должны приблизиться, уровень, которого должны достичь как Зеир
Анпин, пограничный между физическим и нефизическим миром. Это пограничное
состояние в телах вызывает в нас иллюзию постоянного «порождения и размножения».
Это если мы говорим о том, что делаем снизу вверх.
А сверху вниз,
это духовное состояние Йесод. Йесод - духовное состояние, критерий, сравнение с
которым и заставляет наводить на нас, находящихся в телах, иллюзию «порождений
и размножений». Это то наше будущее состояние, которого нам необходимо
достичь. Для этого мы находимся в телах в тикуним. Оно «порождает» соединение
новых душ с новым духом, и «размножается» для их умельчения и ускорения
процесса.
Искомое
состояние парцуфа Адам называется Зеир Анпин. И для того, чтобы текущее
состояние парцуфа Адам стало Зеир Анпин, большая его часть была единой, а остальная
продолжала исправляться, это состояние должно пройти все необходимые тикуним,
связанные с иллюзией нахождения в телах и их постоянным увеличением. Это если
мы двигаемся сверху вниз. А если мы рассматриваем причинно–следственную связь
при движении снизу вверх, то это состояние вызывается «порождением и
размножением».
«Ибо
всякий, кто занимается порождением и размножением, причиняет той реке».
«причиняет», то есть служит причиной. Что такое «река»? «река» - это изменяющиеся
состояния парцуфа при его движении к состоянию Зеир Анпин.
«причиняет
той реке (наhар) струиться
постоянно, и не прекратятся воды её, и море наполнится со всех сторон». «море» -
бесконечное ощущение, которое постепенно приведёт к стиранию границ внешнего и
внутреннего.
«и души
новые обновятся и выйдут из того дерева». То «река», то «дерево».
В чём разница? Так как эти состояния ветвящиеся, то это «дерево», а
не «река».
«и воинства
многие умножатся сверху с теми душами (чтобы охранять их)». «охранять» -
взаимодействовать, любить, находиться в постоянном контакте, сливаться в
зивуге. «воинства многие умножатся» - увеличатся чувственные постижения.
Постоянно будет увеличиваться чувственный диапазон. Воздействия будут
увеличиваться.
«И это то,
что написано: «Воскишат воды кишением душ живых», - это знак Союза (брит)
Святого». Всё это движение, кишение вод вызывается
стремлением придти к состоянию сокращения седьмой сфиры. То есть очищение
Малхут, «знак Союза (брит) Святого».
«река,
которая тянется и выходит, и воды её увеличиваются и говорят говором, и
умножение душ – для той «живой». «говором» - глас возносится над водами.
Это значит, что состояние воды нижней переходит в голос, в звук, в любовь,
которая распространяется в воздухе. То есть, это состояние нематериального
ощущения.
Тайна Завета в
том, что тайной является цель развития человечества. Тайна – это очищение
Малхут и переход её в Зеир Анпин. И арла, то, что скрывает Малхут, мы должны
похоронить в земле. Седьмая сфира должна остаться в земле, а Зеир
Анпин очиститься. Йесод должен очиститься и стать Зеир Анпин.
Это описание
процесса бритмила. Йесод, это всего лишь представление о Зеир Анпин. С Йесод
должна быть снята клипа. Пограничное представление должно стать полным
ощущением воздуха. А Малхут остаётся на прежнем месте. И это означает
похоронить арла в земле.
Всё, что Он
дал в постижении высшей мудростью, что необходимо было для осознания этого,
надо оставить там в тикуним. То есть в земле.
«арла»
- очень хорошие буквы. Это то, из чего ты вырос, отвергнутые, полностью
исправленные буквы. Но они наполнили тебя постижением, высшей мудростью. Это выход
из состояния «арла».
Малхут
останется в земле означает, что оживут мёртвые. Всё, что помогло духовно
вырасти, останется там, где оно должно быть. Но только в исправленном
состоянии. В состоянии «арла». В постижении высшей мудрости. Все
решимот, записи состояний, останутся неизменными. Но только в их переосмысленном
виде. И вы будете их видеть как землю. Только наполненную любовью Его замысла.
В полном Его замысле – Рейш, в мудрости Ламед – «арла».