Зоар
§146-149
146. «Пока
сидели, вошли раби Элазар, сын его, и раби Аба. Сказал им: «Конечно, Лицо
Присутствия (анфей шхинта) пришло, и за это «Пниэлем» («лицом Б-га»)
называю я вас, поскольку вы видели Лицо Присутствия лицом к лицу, и теперь
знаете, и открыт вам стих о «Бнайе, сыне Йеhойады»,
и конечно – слово Древнего Святого (атика кадиша) оно, и также – стих,
который за ним («и он побил человека египетского и т.д.»), - тот, закрытый от
всех, сказал его (Древний Святой)».
Всё это
комментировалось на предыдущих занятиях. Мы разбирали «о «Бнайе, сыне Йеhойады». Писали что такое Йеhойада
и сын Йеhойады, пронизывающий всё Атик и сын Атика.
«и конечно
– слово Древнего Святого (атика кадиша) оно». Потому что сын, «Бнайе,
сыне Йеhойады». Мы с вами всё разобрали,
кроме расшифровки «и конечно – слово Древнего Святого». Там не было
этого, но мы с вами дошли до понимания того, что Йеhойада
это суть Атик.
«и также –
стих, который за ним («и он побил человека египетского и т.д.»), - тот,
закрытый от всех, сказал его». Человек египетский – Моше.
«Сказал
им»: присутствие Всесильного во всём. И то, что вы видели, есть Его
материализация в образе человека. И вы имели с Ним дело, и это тот, кто есть
Сын Древнего Святого, Атика.
Что значит
Атик? Его присутствие везде есть Атик. То, что Его присутствие
материализовалось для вас в образе человека, вы видели лицом к лицу. Не Его,
Древнего, а Его, материализованного «Пниэлем», лицом человека. И
счастливы вы, освящены вы. И имейте в виду: Его слова сказаны Древним Святым,
Атиком.
Что значит
Древним? Ветхий Днями, это тот, для которого не существует времени. А Древний –
это то же самое. С момента создания ощущения времени, возникновения сокрытия,
то есть появления интервала между желанием и получением, существует разрыв
между Творцом и Творением. Этот разрыв в начале дней – Ветхий Днями, то есть
мало дней, нет дней. А Святым, потому что это Его присутствие. Вы видели Его,
сконцентрированного, сфокусированного в виде человека. И имейте в виду: всё,
что он сказал, сказано Им Самим.
147. «И
этот стих («и он побил человек египетского и т.д.»), оно – в месте другом
(разъясняется), по виду этому. Открыл и сказал (Шмуэль-Бет (Вторая Книга
Шмуэля), 23): «и он побил человека египетского размера пяти локтей», и всё –
тайна одна это, это египтянин тот известный (Шмот, 11): «Великий очень в земле
египетской в глазах рабов фараона» (написано о Моше), - большой и драгоценный (рав
ве-якира), как то, что открыл тот старейшина».
148. «Этот
стих в ешиве высшей сказан. «Человек размера» - всё одно, «человек вида» (иш
марэ) и «человек размера» (иш мида) - всё одно, поскольку это –
Шабат и пространство его (тхума), как написано (Бамидбар, 35): «И
померяете вы (у-мадотэм) снаружи города», и написано (Ваикра, 19): «Не
делайте несправедливости в мере (ба-мида)», и поэтому – «человек
размера» он. И он действительно «человек размера», длина его – от конца мира и
до конца мира. Человек Первый (адам hа-ришон)
таким был. И если скажешь: «Но ведь написано – пять локтей!» Эти «пять локтей»
– от начала и до конца мира».
«и он побил
человека египетского и т.д.». Почему «побил»? Что значит: ударять,
бить? «он побил», то есть, заставил страдать «человека египетского».
Заставил страдать, исправляться, совершенствоваться. «размера пяти локтей».
И тем, что «побил» его, проявил в нём его размер «пяти локтей».
«и он побил
человека египетского размера пяти локтей», и всё – тайна одна это, это
египтянин тот известный: «Великий очень в земле египетской в глазах рабов
фараона», - большой и драгоценный (рав ве-якира), как то, что открыл тот
старейшина». «открыл… старейшина», рабби Гемнуна Саба. Он видится в
облике земного старца. Одновременно его голова уходит в бесконечность.
И это то, кем
является Моше. Его душа наверху бесконечна, она сливается с Всесильным. Но
внизу он в теле. Таким образом, он перекрывает все пять локтей, имеет размер в
пять бхинот. Он перекрывает все пять миров. Но как это можно проявить в его
ощущении, когда он рождён в одной бхине? Только тем, что «побить» его.
Чтобы в страданиях, пройдя необходимые тикуним, он вырос, возмужал и осознал
свою размерность.
Пробудить в
нём его размерность невозможно никак иначе, только «побить» его.
В тикуним
Всесильный проявил размер, то есть бесконечную сущность души Моше, подобную
тому, что открылось в том старейшине, видевшем Его.
«Этот стих
в ешиве высшей сказан». Кто такой Моше и какова его душа, это высшая
мудрость, потому что осознание сути и роли души Моше является ключом к
пониманию того, что произошло с народом Исраэль и дальнейших его путей, и
времени Машиаха, и самого Машиаха, и вообще всего.
«Человек
размера» - всё одно». Всё это - единое постижение. Что значит: его душа
сливалась с Всесильным? Душа Моше есть та самая сила, которая обеспечивает
движение по всей цепи решимот Торы. В каких гильгулим, в виде каких душ
праведников она потом ни реализовалась бы, это постоянный вектор, составляющая,
оживляющая народ Исраэль, не дающая ему уйти в сторону. Это всегда одна и та же
душа.
«всё одно».
То, что оживляло Адама и народ Исраэль, и, в конце концов, приведёт к
исправлению мира, это всё одно. Это присутствие Всесильного, которое выражается
в душе Моше. И это концентрированная душа Моше, результат тикуним праотцев и
его самого, либо последующие тикуним обладающих частями его души праведников.
И это суть присутствия
оживляющей силы Всесильного во всех картинках Торы. И это условие оживления
картинок Торы. И наличие части души Моше или Его самого в картинке Торы есть
условие оживления этой картинки.
«Человек
вида» (иш марэ) и «человек размера» (иш мида)». «иш марэ». «иш»
- Йуд, Шин. «марэ», это Мем, Рейш и Хей. «Человек вида»: реализующий
замысел Всесильного по привнесению в Малхут всего Его наследия в любви. «Человек
вида». Вида, типа Всесильного.
И «Человек
размера» или Его размерности. Начинается с Далет и кончается в Рош де
Малхут Элион – и это (иш мида)». От Мем высшая сверху до
Далет,
Мем – это
Малхут. Мелех. Царица. Невеста. Малхут включает в себя всё, Малхут – это начало
бесконечной цепи решимот. Высшая точка кроны Древа Жизни тоже Малхут. Нет ничего,
кроме Малхут. Кроме Малхут есть Всесильный. Мем всеобъемлющая буква. Малхут –
царица, невеста. Нет букв вне её, все буквы в ней.
«всё одно,
поскольку это – Шабат». Это слияние низшей Хей и Хей высшей.
«Шабат и
пространство его (тхума), как написано: «И померяете вы (у-мадотэм)
(от слова «тхума») снаружи города». Что значит: «И померяете вы
снаружи города»? Уразумеете разность свойств от населенного города, то
есть от того места, которое является обитаемым вами, ощущаемым как ваш мир, и
до «снаружи города». «И померяете вы снаружи города»: от
того места, где кончается городская стена, от края земли до края небес, где нет
людей, но есть Он.
«Шабат и
пространство его». «Шабат» – слияние высшей Хей и низшей Хей. Всё заключено
в душе Моше. «и пространство его». По тому, где находится его нижняя
часть, определяется «пространство его», Шабата. Дистанция
неисправленности от момента нахождения и до момента исправления.
Пространство – это
объединение и разность свойств. Пространство Шабата, это то, что вы видите в
теле. То есть, длительность, размерность пути. Разность свойств между тем, где
находитесь вы и тем, где всё сливается с Единым. И нет тел и ощущения
материального.
Осознавая суть
процесса, и понимая, что на протяжении всего тикуна народа Исраэль Моше есть
постоянно действующее послание Всесильного, вы, таким образом, постигаете
разность свойств. Вы становитесь наполненными и обеспечиваете слияние.
То, что вы
сравниваете и можете сопоставить с собой, становится вами. Вы можете прикинуть
в уме, какими вы должны быть, для того чтобы сократить это пространство.
Значит, вы осознаете и постигаете те свойства небес, которые от вас отличаются.
Пространство Шабата – это
понимаемая вами разница между свойствами земли и небес, а, следовательно, объединяемая
с вами.
То, что вы
сопоставляете с самим собой, является частью ваших желаний, свойством, которое
вы уже имеете. Раз вы различаете их в окружающем, значит, в вас есть то, с чем
их можно сопоставить внутри себя. Потому что если у вас нет записей об этом,
или они еще не раскрылись, то вы не можете вообще думать о сопоставлении, то
есть найти их в окружающем.
То, о чём вы
думаете и представляете себе существующим снаружи, имеет корень внутри. И
наоборот.
Если человек
может осознать эту разницу в свойствах, то это практически означает, что перед
ним раскрывается дорога к Всевышнему. Раз виден указатель, значит, он может
быть достигнут. Это тот путь, который человеку предстоит пройти. Но осознание
пути уже есть фактически пробуждение в нём решимот, соответствующих каждому
километру его пути.
Понимание
своей неисправленности и представление о необходимости исправления в
бесконечном виде есть свидетельство наличия для этого всего необходимого
комплекта записей в душе человека. Ощущение разности свойств и представление о
бесконечности пути. То есть о размерности, о пространстве. О бесконечном
количестве дверей в залах, в которые он будет входить, есть свидетельство
наличия всех необходимых для этого записей в душе человека.
А продвижение возможно
путем усилий. Нужно радоваться этой жизни. Во всём происходящем находить,
раскрывать и оправдывать Всесильного, наполняться любовью к Нему.
Сопоставление
с Высшим означает соотнесение своих ощущений реальности с Его действительным
состоянием.
Вы ждёте
наполнения желаний. Что вас назначат президентом страны или управителем
галактики. Или вам кажется, что вы в абсолютном тупике.
Когда вы
отходите в сторону и раскрываете Его во всём окружающем, это и есть то усилие,
которое вас поднимает. Как только вы понимаете, что это блестящая, веселая Игра
и всё полно добром и благодушием к вам, вы переходите к равной Игре с Ним.
Вы раскрываете
Игру, переходите от игры вслепую к радостной Игре с открытыми глазами.
Метод подъема
альпиниста в гору не меняется, независимо от высоты. Не бессмысленно, не сжав
зубы, а в прекрасном расположении духа.
«И
померяете вы снаружи города». То есть сопоставите себя с неизвестными вам
свойствами.
«и
написано: «Не делайте несправедливости в мере». Не рисуйте себе картины
того, кем вы должны стать. Не делайте тех замеров, которые вы
некомпетентны реализовать.
«и поэтому
– «человек размера» он». Он, душа Моше, «человек размера» - от
минус бесконечности до плюс бесконечности. Он имеет в себе все келим, но в
исправленном состоянии «от конца мира и до конца мира».