Зоар Брейшит 243
ШМОТ 24:15

И ВЗОШЕЛ МОШЕ НА ГОРУ, И
ПОКРЫЛО ОБЛАКО ГОРУ.
Ваяаль Мошэ эль xаар ваиxас
xэанан эт xаар
«Облако» – это
сокрытие, смесь воздуха и воды: материал записей, соединённый с системой
управления. И так как фактически, это место соединения неба и земли, то всё,
что происходило в момент соединения неба и земли в месте, где находился Моше,
было ощутимо для органов чувств всего народа Израиля. Моше взошёл «на гору», на
самое высокое место. А как, в каких образах показать всему Израилю, что
произошло соединение неба и земли? Как показать в терминах Каббалы? Ведь
другого языка нет. Если на этом месте будет сияющий столб, в котором всё
растворится, произошедшее это никоим образом не иллюстрирует. Ведь всё должно
точно совпадать со всем. Образ, который создаётся для восприятия народом
Израиля, должен точно соответствовать структуре Игры. Поэтому место, в котором
находится Моше, должно быть внутри уровня Игры, уровня Творения, Малхут,
который соответствует полному слиянию небес и земли. Слияние небес и земли –
это полное совпадение, неотличимое друг от друга в ощущениях единство
управления и записей.
Казалось бы,
всё понятно, но давайте посмотрим вглубь того, что происходит.
«И взошёл»,
«Ваяаль». «Взошёл», «яаль» יעל: соединение Йуд патах, Аин патах, Ламед. В
соответствии с бесконечной Мудростью Всесильного י того, что Он Создал, в непостижимости
всего того, что мы даже себе представить не можем, в наших ощущениях совмещение
системы управления ע с Высшими истинами ל.
«На», «эль» אל:
Алеф сеголь, Ламед. Это взгляд сверху вниз. Соединение Замысла א с
постижением Высших истин ל. Наше постижение Замысла Всесильного א
постоянно соединено с постижением заложенных в нём Высших истин ל. А
весь этот процесс происходит в трёх линиях. Поэтому Алеф сеголь, Ламед.
Достижимый нами уровень, на который в его постижении мы взбираемся нашей душой,
нешама, определяется как степень постижения Замысла א в соединении с Высшими истинами ל,
которые нам доступны. Это движение происходит в трёх линиях, поэтому א
сеголь ל.
«Гора», «хаар»
ההר: Хей камац, Хей камац, Рейш. Камац, это движение слева направо,
снизу вверх. И в самом названии «камац» קמץ: Куф камац, Мэм патах, Цади софит
содержится смысл этой огласовки. Это объединение ץ, מ, ק. От ץ к מק. В исправлении человека соединение внешних
и внутренних рисунков. Перемещение слева направо, снизу вверх. Это есть та
потенция, которая заложена. И это же есть «хаар». ה, ощущение действительности вокруг нас,
которое является совмещением этой действительности ה с принципом создания рисунков ר,
записей Всесильного, является наивысшим.
ה –
это наше ощущение действительности. В нашем представлении, оно динамически
изменяется. В чём его динамика? Динамика в том, понимаем ли мы эту
действительность, как Созданное Всесильным наследие, Его рисунки ר,
которые постепенно раскрываются перед нами, или этого мы не осознаём. Если
постепенно ה воспринимаем, как הר, мы взбираемся в гору. Наше положение на
земле всё время растёт вверх. А наша душа постоянно наполняется слева направо.
Это камац, который стоит под обеими ה. Таким образом, «гора», земля в том
отношении, в котором мы её ощущаем, как окружающий мир, вся совокупность
окружающей нас действительности, в нашем сознании тем более поднята, возвышена,
чем более внутри нас она постоянно соединяется с принципом структуры Игры. Это
очень непростое слово. Соединение ההר это есть отметка высоты. ה – это
текущая отметка, а הר – следующая. Потом снова ה, הר,
הר. Гора представляет собой разницу отметок относительно уровня
воды. Вода – это общесуществующий принцип записей. И всё, что записано – это
вода. Она существует там, где мы не живём. Мы живём на суше. Там, где есть
камень, где уже есть желания. Относительно уровня воды, уровня, от которого
начинается наше существование – он может быть исчислен, как разница между ה,
простым ощущением того, что есть вокруг нас, и הר, совмещением его со структурой Игры
Йуд-Хей-Вав-Хей. הר определяется как степень постижения Йуд-Хей-Вав-Хей.
И тогда земля идёт к небу. Это «гора» ההר.
Итак,
смотрите, какая получается фраза. «Ваяаль Моше эль хаар». Это запись, которая
дана Моше, и она служит народу Израиля и всему его дальнейшему развитию. יעל соединяется со словом «Моше» и с «эль хаар».
То, что Моше
«взошёл», записано. Но соединение записано в не наполненном виде: «Ва», Вав
патах. При наполнении патах превратится в шурук: «уяаль». Автоматически результат
духовного труда Моше народу Израиля не передаётся. Вав должен быть наполнен.
«И покрыло»,
«ваихас» ויכס: Вав патах, Йуд шва, Хаф патах, Самех. Это
означает то, что сверху, отделить оттого, что снизу. Отделение происходит, как יכס. А «покрытие» может быть постигнуто, как סכי.
Покрытие и сокрытие - близкие термины. ס – то, что не наполняемо, но автоматически
наполняется от духовной работы у человека. Поэтому запись «покрытия»
представляет собой бесконечную Мудрость Всесильного י, соединённую с כ, наполняемой слева направо, и ס.
Существующее ощущение отделения это и есть ס. Замкнутая, ниоткуда не наполняемая
структура. Обычно ס наполняется тогда, когда наполняются все остальные стоящие
перед ней буквы. Здесь же само слово «покрытие» буквой ס
завершается. Таким образом, это не есть «раскрытие», а есть слово «покрытие»,
накрывание. Оно производится сверху вниз. То, что внизу, сверху накрывается
тем, что несёт в себе определённую функцию. Допустим, ты что-то накрываешь для
сохранения каких-то свойств: чтобы под покрывалом было тепло или прохладно, и
т. д. Покрывало несёт в себе функцию покрытия. Если это слово мы читаем слева
направо, это разделение ס, которое несёт в себе потенциал כי.
Одеяло несёт в себе какую-то потенциальную функцию. Какую? Согревания. А слово
«покрытие» несёт в себе идею наполнения כ и соединения с י, которая выражена в разделении ס. А
как можно инициировать духовные усилия человека, если не созданием разделения и
сокрытия от него Всесильного? Создать ס, чтобы пробудить כ и י. Покрытие в виде облака. В душе человека
оно должно пробудить желание это облако понять: осознать, почему облако и т.д.
То есть, начать כי. В покрытии содержится идея системы
исправления י шва и כ патах, движения слева направо. В покрытии, в отделении Творения
от Всесильного, Барух ХАшем, содержится Его бесконечная Мудрость י, в
которой есть Замысел системы исправления, двух линий и необходимости внутренней
работы человеком по собственному наполнению כ. כי, соединённое с самим принципом разделения,
нулём, ס, есть слово «покрытие».
«Облако»,
«хэанан» הענן: Хей сеголь, Аин камац, Нун камац, Нун
софит. Это запись облака, ощущение человеком действительности ה, которое
дано ему для реализации принципа трёх линий, соединённое с ענן.
Это «облако»: то, что землю отделяет от неба. הענן это и есть соединение воды и воздуха, о
чём мы говорили раньше. Вода – это הענ, помещённые в ן. Состояние נ и ה определяется через воздух, а воздействие ע –
это воздух в чистом виде. Воздух от воды отделять нельзя. Каждая буква в этом
слове есть соединение воздуха и воды. Слева направо: ן, которая должна соединиться с נעה. ן соединиться с עה не может.
Тогда было бы не «хэанан», а «хэан». Но такого слова быть не может. Но чтобы
образовалось «облако», ן должна соединиться с נעה.
נ
это структура, это нешама. Для того чтобы было «облако», в человеке должно быть
различие между небом и землёй, и то, что в постижении человека небо отделяет от
земли. Ведь имя «облако» в человека должно войти. «Облако» предполагает
постижение этого имени. А ן постижения принципа облака не
предполагает. Поэтому ן с עה слова не составляет. Сочетание ה и ע зависит от того, как сочетаются ן и נ.
Совмещение окружающей нас действительности ה со структурой заложенной в Игру системы
исправления ע впрямую зависит оттого, каким образом соединяются ן и נ. Плотность
«облака» зависит от того, как соединяются הענן. ה соединяется с ע и с נ так, как это נ потенциально
соединимо с ן. Если по мере соединения ן и נ, наполнения ן оно превращается в נ, ע
соединяется с ה. И «облако» становится всё прозрачнее и прозрачнее. «Облако»
превращается в пар. Оно перестаёт быть сокрытием. «Облако» становится перистым.
Оно становится не экранирующим небо. ןנעה это всё вместе. Всё, что вокруг нас ה –
это есть Созданная Им система управления ע, Созданная для того, чтобы נ соединилось с ן. Одухотворённый нефеш ן
превращается в нешама נ, которая наполняет ע, руах, и соединяется с ה.
Непрозрачность «облака» характеризуется взаимной ненаполняемостью букв в слове
«хэанан». Если усилиями человека все буквы между собой соединены, «облака» нет.
Первая запись:
«Ваяаль Моше эт хаар» – это усилие Моше. А вторая запись: «Ваихас хэанан эт
хаар» – это покрытие совершённого Моше усилия облаком. Перед «яаль» не «у», а
«ва», потому что «ваихас хэанан эт хаар». Вав не реализован, не наполнен, он в
потенции наполнения, соединения. Почему? Запись вхождения Моше на «хаар» раскрыта.
Но, в то же время, для Израиля Создана запись накрытия всей горы: вся система
отметок от нижнего до верхнего уровня покрыта «облаком». «Хаар» - разница высот
между ה и הר. Постижением того, что есть ה, и
наполнением הר, соединением со структурой Йуд-Хей-Вав-Хей. Этими словами Торы Создана
запись о том, что одновременно с тем, что Моше поднялся на «хаар», Всесильный
всю гору Накрыл «облаком».
243. И
сразу в то время посадил (ната נטע) [сынов] Исраэля в Саду Райском (бе-гинэта
де-Эден בגנתא
דעדן)
святом, как то, что сказано (Брейшит, 2): «И посадил Б-г Вс-сильный», -
«папа» и «мама» (аба ве-има אבא
ואמא);
«Сад» (там же), - это Присутствие нижнее, «Эден» (там же), - это «мама» верхняя
(има илаа אמא
עלאה);
[«и поместил там] человека» (там же), - это столб серединный. Она (т.е.,
Присутствие) будет посадкой Его, парой Его, и не отодвинется от Него вовеки (ло
тазуз миней леолам לא
תזוז מניה
לעלם),
и будет усладой («идуна», [עדונא], слово «рай» (эден), происходит от этого
корня) Его. И Исраэля посадил Святой, благословен Он, в то время насаждением
святым в мире, как то, что сказано (Йешайа, 60): «Росток насаждения Моего,
деяния рук Моих, [чтобы] красоваться (леhитпаер להתפאר)».
Мы говорили о
рисунках, которые Он Создал. В совокупности рисунков, как их результат, Исраэль
сразу был посажен в Ган Эден. В то время, когда Он Создавал рисунки (см. п.
241): «И из-за этого сказало Писание: «Ибо с вершин скал вижу его», это они
– рисунки («циюрим» [ציורים]) Имени Святого». Речь идёт о
Создании рисунков, обуславливающих и обеспечивающих соответствующие духовные
уровни народа Исраэль. И в то же время, когда создавались все рисунки,
необходимые для того, чтобы на лице Исраэль было «йуд-вав-йуд». Духовные
состояния Исраэль характеризовались соединением непостижимости всего того, что
есть внизу, с непостижимостью всего того, что есть вверху, в соединении с душой
человека. Эти состояния Рисовались Всесильным.
«И сразу в
то время посадил (ната נטע) [сынов] Исраэля». И «посадил»,
«ната» נטע: Нун камац, Тет патах, Аин. «Посадить» –
это совместить נ с ע наполнением ט сверху вниз. «Посадить» – это значит
соединить. Во время сидения человек не двигается. Он сидит: отдыхает.
Состояние, когда он не ходит – отдых, наполнение, которое достигается полным
слиянием души человека с системой исправления, которая есть ע.
Когда ע соединяется с ט в наполнении и с נ, он
садится, отдыхает. Совмещение נ с ע наполнением Всесильного ט.
С душой נ соединяется место, предназначенное для наполнения ט
в системе исправления ע.
«…[сынов]
Исраэля в Саду Райском (бе-гинэта де-Эден בגנתא
דעדן)».
«… в Саду Райском (бе-гинэта де-Эден בגנתא
דעדן)».
«Сад», «гинэта» גנתא: Гимель хирик, Нун шва, Тав дагеш камац,
Алеф. На иврите было бы просто «ган» גן: Гимель патах, Нун софит. «Сад» даёт соединение
этих букв. Принцип управления ג, полностью соединяемый с душой человека ן –
это «сад». Место, где деревья приносят плоды. А «гинэта» это арамит.
Воздействие ג, которое соединяется с душой человека נ в усилиях ת
и в постижении Замысла Всесильного א. Слева направо – אתנג. И «в … Райском», «де-Эден» דעדן: Далет шва, Аин цэйре, Далет сеголь, Нун
софит. Где здесь «Рай»? Потенция наполнения ןדע
является «Раем».