Моше Шломо Слуцкер

Моше Шломо Слуцкер

Сукот

 

Евреи вышли из Египта не в октябре, не в месяце тишрей. Они вышли в нисан и жили в шалашах в месяц нисан. Почему же мы отмечаем Сукот в тишрее? Во-первых, потому что это после Йом Кипур. Простой смысл этого в том, чтобы евреи делали усилия, перемещаясь в шалаши в плохую погоду. Но на самом деле, с климатом это не связано. В Израиле в это время прекрасная теплая погода. В октябре тяжеловато в Европе или в Америке, особенно в северных Штатах. А в Израиле всё хорошо.

Здесь имеется в виду совсем другое. Ведь выход из Египта, как любое движение навстречу Ему, это тшува. Раскаяние, признание необходимости духовного развития. Это продолжение Йом Кипур, но не в календарной, а в логической, причинно-следственной последовательности. Это возвращение к Нему и Он после тшува даёт человеку Свою тень. Человек находится после тшува под Его рукой. Вот почему Сукот после Йом Кипур. Народ Израиля из Египта вернулся к Нему. И это тшува.

А четыре растения? Пальма – это символ единства мужского и женского начала. Ива, это то, что растёт на земле, но находится у воды. Мирт, это то, что выходит из земли, но обладает свойствами благовоний, то есть облагораживает воздух. И лимон, это плод дерева прекрасного – плод Древа Жизни. Он желтый и полон сока. Лулав – это то, что необходимо для наполнения внешнего мира присутствием Всесильного, и исправления внутреннего, духовного мира человека.

И всё это то, что выходит из земли и связано с духовным, как с водой, как с воздухом и как с плодами собственного развития. И четыре уровня, которые есть вышедшее из земли и любящее  воду. Затем из сухой земли тянется к воздуху. Из сухой земли вырастает в воздух и обладает свойствами слияния мужского и женского. И, наконец, то, что даёт зрелый плод. Плод от Древа Жизни.

Почему ветки над головой? Они над головой, потому что дают тень. Почему они деревянные, а не живые? Наши представления о Его тени, которые мы не можем сейчас постичь, так же далеки от реальной жизни, как сучки далеки от цветущего Древа Жизни. Это символ разницы между нашими представлениями о том, что есть Его Благословение в виде тени, Он все время держит руку над народом Израиля, и реальным процессом, которым является держание Его руки. Это не рука и не тень. Если бы Он судил нас по сравнению с Собой в абсолютном содержании наших свойств постоянно, беспристрастно, решительным судом, то это было бы немедленное сжигание всего и вся! И поэтому Он говорит, что с вами Я. И Буду вас постоянно защищать от немедленного суда, вызванного разницей свойств и не проявлением того, что вы должны делать. Вы будете находиться под рукой Моей, в тени руки Моей. Под Его управлением и в Его защите. От Его же не сопоставимых с нами свойств. И проявление Его несопоставимых свойств невыносимо, как солнце, сжигающее нас. И символически Он говорит: «Поэтому вы живете в шалашах восемь дней: от выхода из земли, из неживого, из Египта, и до слияния со Мной. До Шмини Ацерет. До этого вы будете находиться под Моим мягким, заботливым, милосердным управлением, под Моей рукой и в теня руки Моей. Но в любой момент ваше представление о том, что реально происходит, что бы вы себе ни представляли, какими умными вы бы себе не казались и как далеко вы не забрались по духовной лестнице, так же далеко от действительности, как далека от Моей руки деревянная крыша. Любая ваша мысль о том, что есть на самом деле, является неживой, деревяшкой.

Деревяшка потому, что это живое, вышедшее из земли. Пока вы находитесь в теле, ваше представление о Моей руке будет так же далеко от настоящей жизни в её чувственном восприятии, как сухой сучек далек от цветущего дерева. В нем не будет тока влаги, жизни.

Стены могут быть из любого материала, который человек может найти вокруг себя. А крыша - из дерева, неживого, которое раньше не использовалось в других целях.

Что означает: «Живите в шалашах»? Знайте, что вы все время находитесь в ощущении «под Его рукой и в тени руки Его». Чтобы быть в тени руки Его, надо находить и раскрывать Его во всем, стремиться к Нему и любить Его!

Сама сука – это то, что дается в образах этого мира, бесконечно далеких от реальной картины всего происходящего, реальных Его действий, от Его намерения относительно народа Израиля для его воссоединения с Ним, как сам шалаш в нашем представлении далек от Него.

Предназначение шалашей – давать защиту от окружающего мира. Сквозь крышу суки видно небо. Поэтому от дождя она не очень защищает. В основном, она защищает от солнца. И зачем защищать от дождя? Он соединяет  небо и землю, и в пустыне это благо. Человек находится в тени.

Когда идёт дождь, это означает, что в этот момент происходит очищение человека. Вместо того, чтобы от человека в том виде, в котором должна быть молитва человека, принимать её от него, ему даётся очищение.

Это похоже на то, как человек идёт в школу. Для него обучение – праздник. А ему говорят: в школу тебе идти рано. Тебе ещё до этого надо очиститься.

Поэтому для общины, которая собирается в суке, и на них проливается дождь, это не очень хороший знак. Это означает, что суки они недостойны.

Сука строится не для сна. Но это не значит, что одна часть народа относительно другой его части категорически настаивала на правильности своего понимания: одни – что в суке спать нельзя, а другие – что можно. «Жить в шалашах» означает, что, в общем, в суке спать можно. Но спать в суке – это значит не постигать её смысла. Она предназначена не для того, чтобы в неё отдыхать. Сука строится для молитвы, для духовной работы. Поэтому Ребе, когда ему рассказали об этом споре, рассердился. Это непонимание смысла суки и с одной, и с другой стороны. Говорящие, что в суке спать нельзя, не понимают, почему нельзя, а говорящие, что можно, не понимают, почему можно. И из-за непонимания того, что такое сука, начинается спор не о содержании, а о форме. Он отражает непонимание сути заповеди.

Сон – это тоже часть существования человека. Если ты устал, и нет другого прибежища, есть только тень от суки. Тогда спать в суке можно. Но она не для того, чтобы в ней спать, отдыхать. В ней надо молиться, она предназначена для духовной работы.

Обе спорящие стороны исключали из рассмотрения содержание. Можно и спать, и не спать. Вопрос: для чего человек пришёл в суку, и что он там ощущает. Но если во время молитвы его сморило, и нет другого прибежища, то почему не спать в суке?

Поедание в суке хлеба, принятие духовной пищи, это мицва. Еда в суке предполагает соединение материального и духовного, подобие духовной пище. И мы не спим в суке, так как сон – отсутствие духовного действия. Но в том случае, если есть альтернатива. Но если её нет, то в суке спать можно. Сон в суке – не мицва. Но запрета на сон в суке тоже нет.

Почему суку строят из остатков дерева? Её верхняя часть, крыша, которая даёт тень. Жить в шалашах – это означает находиться в тени: «Я буду с Вами. Вы будете находиться в тени руки Моей». Но между тенью, ощущаемой как тень от солнца, и той тенью, которую Он даёт Своим Благословением, защищая народ Израиля, а впоследствии его праведников, от воздействий, которые могут вызывать боль или сжечь человека, в ощущении человека разница, как между физически ощущаемой тенью и Благословением Его присутствия, тенью руки Его. Между тенью, которую ощущает Израиль физически в шатрах, и той тенью Его руки, которая есть Его Благословение, постоянное оберегание человека от жесткого воздействия окружающего его, такая же чувственная дистанция.

Вы сидите и думаете: «Как хорошо, что Он дал нам шалаши, и мы находимся в тени». Но при этом речь идёт о том, что вы будете жить в шалашах для того, чтобы вы понимали, что Я с вами. Я даю вам нахождение в тени шалашей, как пояснение, напоминание, как знак того, что вы находитесь в тени руки Моей. И между реальными благами, которые получаете от Моего нахождения с вами как с народом Израиля до вашего чувственного ощущения тени под палящим солнцем разрыв такой колоссальный, как между Моими намерениями и мертвыми деревьями,  которые покрывают крышу. Символика, которую Я вам даю, на самом деле так далека от реальной мощи Моих намерений, как далеки сами Мои намерения, называемые «рукой», от веток, которые Я даю вам как крышу. Это дополнительно разъясняет нам то, что сами ветки являются омертвелым материалом бывшего живого, вышедшего из земли. Это вторая производная того, какую Я представляю собой абстракцию. Даже то, что вы можете представить себе обо Мне, так же далеко от Меня, как мертвые ветки далеки от жизни. Уж не говоря о самой тени и Моих намерениях. Сука, это знак того, что восемь дней Я с вами. Вы вышли из Египта, и знайте, что бы ни происходило, весь путь, который вы пройдете для того, чтобы снова полностью слиться со Мной, Я буду с вами. Будете вы это ощущать, или нет, будете страдать, но Я вас никогда не покину. Даже зная, что произойдет дальше со всеми вашими коленами и поколениями, Я всегда буду с вами, не оставлю вас никогда. Вы будете думать, что Я вас оставил, но не будет этого. Любые ваши представления о Моих намерениях будут так же далеки от них, как деревяшки от живого растения.

Символ Его намерений можно дать только в картинках этого мира, в ощущениях. И это символический смысл того, что народ Израиля помещает себя в шалаши, которые сберегают его от палящего солнца.

Сказано сразу после выхода народа Исраэль из Египта: «Живите в шалашах»! Это колоссальное по объему духовное послание. И оно в невероятно компактной форме дано народу Израиля: «Живите в шалашах»! «Это первое постижение того, что Я вывел вас из Египта. И знайте, что Я всегда с вами. И то, что вы видите, как Я, есть не то, что есть Я, но то, что Мной создано, как от Меня невероятно отдалённое подобие Меня, которое вы можете выдержать, как Меня. Это вы как в шалаше. Но знайте, что этот шалаш так же далёк от Меня, как сухие ветки далеки от реальной жизни. Через них видно небо. Но то, что вас окружает, как Я, то, что вы понимаете, как Меня, это шалаш. Все семь дней, до полного слияния со Мной, я всё время с Вами. Вы постоянно под рукой Моей и в тени руки Моей. И вы знаете, что всё это создано для вас. Но то, что вы видите, как Меня, от Меня так далеко, что вы даже не можете себе представить: как истинное цветущее дерево далеко от веток, которые у вас над головой. И от этих веток нет цветов и аромата. И все, что вы видите, относительно того, что есть Я, всегда будут ветками над вашей головой. Но Я всегда буду с вами. Всегда вы будете в тени руки Моей и всегда над вами будет Моя рука. И вы всегда будете в убежище, которое Мной создано для вас, как шалаш. Для того, чтобы на вас не падали прямые лучи. Чтобы напрямую вас не жгла Мудрость Хохма: беспристрастного суда, который не выдержит никто. Я всегда Буду с вами и вокруг вас, Буду защищать вас, Буду к вам милостив и милосерден».

Это раз и навсегда объяснение всего типа отношений: наполненного любовью процесса управления, охраны и продвижения народа Израиля к духовной чистоте.