ד״סב
Sefer ha Bahir
51. Спросили ученики раби
Берахью: «Изложим слова наши перед тобою?» Не дал им разрешения. Однажды дал им
разрешение, и это было сделано, чтобы проверить их, будут ли они сейчас
внимательны. Однажды проверил их, сказал им: «Дайте услышать мне мудрость
вашу!». Открыли (речь) и сказали: «Брейшит (в начале) – одно (эхад). «И дух
(руах) от Меня облечётся и души (нешамот) Я сделал» (Йешайа, 57:16),
«Разделение Б-га наполнено водами» (Теhилим, 65:10). Что за «разделение» (пелег)? Так научил ты нас:
видели мы, что взял воды первозданные (мимей брейшит), и разделил их, и дал
половину их – на свод (небес), и половину их – в море-океан (ям окинус), это –
то, что написано: «Разделение Б-га наполнено водами», и посредством их человек
изучает Тору, как сказал раби Хама: «В заслугу оказания милостей человек
изучает Тору, как то, что написано (Йешайа, 55:1): «Когда возжаждете, идите к водам,
и те, у кого нет денег, идите, обеспечьтесь и поешьте», - идите к Нему, и
окажет вам милость, и обеспечитесь, и поедите».
52. Объяснение другое. «И те, у
кого нет денег (кесеф), идите» - к Нему, ибо есть у Него деньги, как написано
(Хагай, 2:8): «Мне – серебро (кесеф), и Мне – золото». Что означает: «Мне –
серебро, и Мне – золото»? На что это похоже? На царя, у которого есть два
склада, один – с серебром, другой – с золотом. Поместил серебряный справа от
себя, а золотой слева от себя. Сказал: «Этот будет готов и [будет] легко
вынимать из него, и будет делать дела его в мягкости (бе-нахат), и он будет
прикреплён к беднякам, и будет управлять ими в мягкости, как то, что написано
(Шмот, 15:6): «Правая твоя, Вс-вышний, великолепна в силе». И если рад доле его
– хорошо, а если нет - «Правая твоя, Вс-вышний, сокрушит врага». Что такое
«правая твоя, Вс-вышний, сокрушит врага»?» Сказал им: «Это – золото, как
написано: «Мне – серебро, и Мне – золото»».
53. И почему [золото] названо именем «заhав» (зайин-hей-вэт)? Потому что в него включены три качества
(мидот). Мужское (захар), и это – «зайин», душа (нешама), и это – «hэй», и пять имён у души: руах, хайа, йехида,
нэфеш, нешама. Что делается с помощью «hэй»? Это – трон для «зайин», как написано (Коhэлет (Экклезиаст), 5:7): «Ибо высокий над высоким
страж». А «бет» - это осуществление их, как то, что сказано: «В начале
сотворил» (брейшит бара).
54. И что («бет» – Ор Агануз) делает здесь? На что это похоже? На
царя, у которого была дочь хорошая и приятная, и красивая, и целостная (шлема),
и выдал её за царского сына, и одел её, и короновал её, и украсил её, и отдал
её ему с имуществом многочисленным. Возможно ли царю сидеть вне дома его?
Скажешь: нет. Возможно ли ему сидеть целый день с ней? Скажешь: нет. Каким же
образом? Поместил окно между ней и между ним, и всякий час, когда нуждается
дочь в отце или отец в дочери, воссоединяются через окно, как то, что сказано
(Теhилим (Псалмы), 45:18): «Весь
почёт дочери царя – внутри, из огранок золотых одежда её».
55.
И что такое «бет»? Как то, что написано в конце её (Мишлей (Притчи), 24:3): «В
мудрости (бе-хохма) построится дом». Построен (нивна) – не сказано. А [сказано]
– построится (йибанэ). В будущем Святой, благословен Он, построит её и украсит
её в две тысячи (алпаим) раз больше того, что было. Как то, что сказали мы: почему нужно было
начать Тору с «бет»? Потому что написано (Мишлей, 8:30): «И буду около Него
воспитана, и буду наслаждением день за днём (йом йом)», - две (бет) тысячи лет
как она – начало (рейшит). «Две? Но ведь Писание говорит – семь! Как написано
(Йешайа, 30:26): «И будет свет луны, как свет солнца и свет солнца будет
всемеро (шиватаим)», как то, что сказали мы: как солнце – в семь (раз), так и
луна – в семь». «Я сказал – тысячи (алафим)».
56. Сказал ему: «Досюда – пять. Отсюда и далее – что?» Сказал ему: «Я
объясню сначала «заhав» (золото).
Что есть «заhав»? Учит, что из него исходит
суд (дин), и если склонишь слова свои вправо или влево, взыщет с тебя».
57. «Что означает написанное (Йешайа,
30:26): «И будет свет луны, как свет солнца и свет солнца будет всемеро, как
свет семи дней (hа-йамим)»? hа-йамим? Йамим (т.е., без опр. артикля «hа») следовало ему [написать]! Но [это] – те дни
(определённые), о которых написано (Шмот, 31:17): «Что шесть дней делал Б-г
небо и землю, а в день седьмой бездействовал и отдыхал (ва-йинафаш)»». Сказал
ему друг его: «И также получил я. Из того, что написано: «Что шесть дней делал
Б-г», как то, что ты сказал: шесть сосудов красивых сделал Святой, благословен Он,
и каковы они? Небо и земля». «Но ведь
семь их! И так написано: «и в день седьмой бездействовал и отдыхал»». «Что
такое «и отдыхал (ва-йинафаш)»? Учит, что день субботний осуществляет все души
(нефашот), как сказано: «ва-йинафаш»».
58. Объяснение другое. Учит, что оттуда вспархивают (порхим) души, как
сказано: «ва-йинафаш», - до тысячи поколений, как сказано (Теhилим, 105:8): «Слово приказал на тысячу
поколений», и рядом с этим написано (105:9): «Который заключил (карат) с
Авраамом». И что такое «который заключил»? Заключил с ним союз (брит), между
десятью пальцами рук и десятью пальцами ног. Застыдился Авраам. Сказал ему
Святой, благословен Он: «Я – вот союз Мой с тобой», и в нём ты будешь «отцом
множества народов».
59. И что есть «шамаим» (небо)? Учит, что
перемешал Святой, благословен Он, огонь и воду (эш у-маим), и вбил их (тапхан)
друг в друга, и сделал из них начало (рош) слов Своих, как написано (Теhилим, 119:160): «Начало слова Твоего – истина». И
именно это – то, что написано «шамаим» - «шам маим» (там вода), «эш у-маим»
(огонь и вода). Сказал ему: «До сих пор делает мир в высотах»? «Поместил между
ними мир и любовь, и поместит между нами мир и любовь».
60. И ещё сказали мы (Теhилим, 119:144): «Семь раз в
день прославляю Тебя за суды праведные твои». Сказали ему: «Каковы они?» Сказал
им: «Не уточнили вы в словах моих! Идите и уточните, и найдёте их».
61. Спросили его: «Что есть
«цади»?» Сказал им: «Это Нун и Йуд. Также пара его - Нун и Йуд, как то, что
сказано (Мишлей, 10:25): «И праведник (цадик) – основа мира».
62. Спросили его: «Что означает
написанное (Бамидбар, 23:14): «И взял его в поле Цофим»? Что такое «поле
Цофим»? То, о чём написано (Шир hа-Ширим,
7:12): «Пойдём, возлюбленный мой, выёдем в поле». Что за поле? Читай не «поле»
(hа-садэ), а «песня» (hа-шира). Сказало Сердце Его
Святому, благословен Он: «Пойдём, возлюбленный мой, выёдем в поле погулять, и
не буду сидеть постоянно в одном месте».
63. «И что есть Сердце Его?»
Сказал ему: «Если бы так, бен Зома (вошедший в Пардес и повредившийся
рассудком) – вовне, и ты – с ним! (т.е., если ты не обезумел, как он, тогда не
поймёшь – Ор Агануз). «Сердце» - это 32, и [они] были закрыты
(стумим), и посредством их сотворён мир». «Что есть 32 (ламед-бет)?» Сказал
ему: «32 пути (нетивот). Сравнение с царём, который был в глубине комнат
(бе-хадрей хадарим), и число комнат – 32, и ко всякой комнате есть свой путь.
Красиво ли царю этому приводить всех в комнату свою через путь её? Скажешь:
нет. Красиво ли ему обнаруживать жемчуга свои, и огранки свои, и склады свои, и
сокровищницы свои, и любимые вещи свои? Скажешь: нет. Что сделал? Прикоснулся к
дочери, и заключил в ней все пути (нетивот) и в одеянии её. И желающий войти
внутрь посмотрит сюда (на дочь, на 32 пути, заключённых в ней – Ор Агануз).
И выдал её замуж за царя, также дал её ему в подарок. Иногда называет её от
любви своей к ней «сестра моя», ибо – из одного места появились. А иногда
называет её «дочь моя», ибо дочь его она. А иногда называет её «мать моя».
64.
И ещё: нет суда (дин), если нет мудрости (хохма), что ведь сказано (Млахим-алеф
(Первая Книга Царей), 5:26): «И Б-г дал мудрость Шломо», и после этого – судил
суд по содержанию его (аль матхунато), как сказано (там же, 3:28): «И услышали
все евреи о суде, которым рассудил царь, и убоялись царя, ибо увидели мудрость
Б-жественную внутри него, чтобы вершить суд».
65. «И какую мудрость даровал
Святой, благословен Он, Шломо?» «Шломо несёт [в себе] Имя Святого, благословен
Он, как то, что говорим мы: всякое [имя] «Шломо», сказанное в Песне Песней –
Свято, кроме одного. Сказал Святой, благословен Он: «Раз уж имя твоё – как имя
Славы Моей, выдам за тебя дочь мою». «Но ведь замужем она!» «Скажи: в подарок
дана она ему (чтобы делала все работы – сверх тех, которые обязана делать жена
– Ор Агануз), как сказано (Млахим-алеф, 5:26): «И Б-г дал мудрость
Шломо», - и не объяснил. А где объяснил? Далее, как сказано (там же, 3:28):
«Ибо увидели мудрость Б-жественную внутри него, чтобы вершить суд». Можно
сказать, что та мудрость, которую дал ему Б-г и которая с Ним в комнате Его,
она – внутри него, чтоб вершить суд. Что такое «вершить суд»? Во всякое время,
когда человек совершает суд, мудрость Б-жественная внутри него: это она
помогает ему и приближает его, а если нет – отдаляет его, и не только это, но и
наказывает его, как написано (Ваикра, 26:28): «И накажу вас тоже Я».
66.
Раби Рхумай сказал: «Что означает написанное (там же): «Также я»? Но [смысл в
том, что] Святой, благословен Он, сказал: «И накажу (ве-йисарти) их», а Община
Исраэля (Кнесет Исраэль) говорит: «Не представляйте, что я выпрашиваю
милосердия для вас, но также я накажу вас: не достаточно того, что я буду
судить вас, но также я накажу вас».
67. Что
такое (там же): «Всемеро за грехи ваши»? Но [смысл в том, что] сказала
Община Исраэля: «И накажу вас также я», и те, о
которых сказано (Теhилим, 119:164): «Семь раз в день восхвалю Тебя»,
присоединились к ней, и ответили, и сказали: «Также мы – семь! Хотя среди нас –
те, кто ответственны за заслугу и за благо, мы тоже перевернёмся и накажем».
«Почему?» «Из-за грехов ваших». «И если вернётесь ко мне, вернусь к вам, как
написано (Малахи, 3:7): «Вернитесь ко мне, и я вернусь к вам». Верну (ашив) –
не сказано. Но – «вернусь (ашува) к вам», вместе с вами, и попросим все вместе
милосердия у Царя». А что говорит Царь? «Вернитесь, сыны непокорные, исцелю Я
непокорность вашу» (Йирмия, 3:22), «Вернитесь и верните» (Йехезкель, 18:30).
Что такое «вернитесь и верните»? Но – «вернитесь», и попросите тех семерых,
чтобы вернулись с вами, как то, что сказано: «И верните», тех, которые сказали:
«Всемеро за грехи ваши».
68. Спросили
ученики у раби Рхумая: «Что означает написанное (Хавакук, 3:1): «Молитва
Хавакука-пророка за ошибки (шигъёнот)»? Молитва (тфила)? Прославление (тhила) – следовало ему [написать]! Но
[смысл в том], что всякий отвращающий сердце своё от занятий мирских и
вглядывающийся (мистакель) в «деяние колесницы» (маасэ меркава), считается
перед Святым, благословен Он, как будто молится весь день, как сказано:
«Молитва». Что за «ошибки»? Как то, что написано (Мишлей (Притчи), 5:19): «От
любви к ней ошибайся (тишге) постоянно». И что это? «Деяние колесницы», как
написано (Хавакук, 3:2): «Г-сподь, слышал я слух о Тебе, убоялся я».
69.
Объяснение другое. Что означает написанное (Хавакук, 3:2): «Г-сподь, слышал я
слух о Тебе, убоялся я. Г-сподь! Деяние Твое посреди лет»? В чём смысл того,
что когда сказал «слух о Тебе», сказал «убоялся я», а когда сказал «посреди
лет», не сказал «убоялся я», но [только] – «от слуха о Тебе убоялся я»? Что
такое «от слуха о Тебе» (ми-шимаха)? Место, в котором слышат. И какой смысл,
что сказал «слышал я»? «Понял я», - следовало ему [сказать]! Как то, что
сказано (Дварим, 28:49): «Народ, у которого не услышишь языка».
70. И в чём
смысл того, что сказал «убоялся я»? Поскольку ухо – подобие [буквы] «алеф», а
«алеф» - голова (рош) всех букв. И, более того, «алеф» причиняет остальным
буквам существование. И «алеф» - подобие мозга: так же, как «алеф», когда ты
упоминаешь её, открываешь рот свой (и загородки зуб и рта не преграждают – Ор
Агануз), так и мысль – когда ты думаешь, думаешь без конца и ограничения. И
из «алефа» вышли все буквы, ведь ты видишь, что она – в начале их, и говорится
(Миха, 2:13): «И Б-г во главе их (бе-рошам)», - как то, что установлено у нас,
что всякое имя, написанное посредством «Йуд, hэй, вав, hэй» - уединено (меюхад) Святому,
благословен Он, и освящено в святости. И что такое «в святости»? В обители (hэйхаль) святости. И где обитель
святости? Следует сказать – в мысли (бе-махшава), и это именно «алеф», как то,
что сказано: «Г-сподь, слышал я слух о Тебе, убоялся я».
71.
И так сказал Хавакук: Молитва моя, я знаю, принята с наслаждением (бе-таануг),
также и я насладился, и когда дошёл до места определённого и понял слух о Тебе
– убоялся я; поэтому (там же): «Вот деяние Твоё, посреди лет оживи его» с
помощью Единства Твоего. На что это похоже? На царя, воспитанного чудесно и
скрытного, который вошёл в дом свой и приказал, чтобы никто не искал его.
Поэтому ищущий его убоится, чтобы не узнал царь, что тот нарушает приказ
его. И поэтому сказал: «Убоялся я, вот
деяние Твоё, посреди лет оживи его». Так сказал Хавакук: «Поскольку Имя Твоё
таково и в Тебе Имя Твоё - деяние Твоё, посреди лет оживи его, да будет так
вовеки».
72.
Объяснение другое. «Деяние Твоё, посреди лет (шаним) оживи его», - на что это
похоже? На царя, у которого была жемчужина прекрасная, и она – прелесть царства
его, и в час радости его обнимает её и целует её, и имя её – на голове его, и
любит её. Сказал Хавакук: несмотря на то что ангелы – с Тобой, та прелестная
жемчужина – она в мире Твоём, поэтому – деяние Твоё, посреди лет оживи его. Как
понимается выражение «годы» (лишна де-шаним)?
Как сказано (Брейшит, 1:3): «И сказал Б-г: да будет свет», и свет – это
именно «день» (йом), как написано (Брейшит, 1:15): «Светило (маор) большое для
власти днём и светило малое для власти ночью», а годы – это дни, как то, что
сказано (Хавакук, там же): «Посреди (бекерев) лет оживи его», - внутри
(бекерев) той жемчужины, рождающей годы.
73. «Но
ведь написано (Йешайа, 45:5): «С востока приведу семя твоё», и солнце светит на
востоке, а ты сказал, что жемчужина – это день». «Я сказал только (Брейшит,
1:5): «И был вечер, и было утро – день», как то, что сказано: (Брейшит, 1:5):
«В день делания Б-гом Вс-вышним земли и неба».
74. Но
ведь написано (Теhилим, 18:12): «Установил тьму тайной Его вокруг Него, шатёр Его – тьма
вод, облаков небесных (авей шхаким)». Сказал ему: «Написано об этом (Йишайа,
45:6): «И небеса (шхаким) источат справедливость», и справедливость (цэдэк) –
это качество суда мира, как сказано (Дварим, 16:20): «Справедливость,
справедливость преследуй», и написано далее (там же): «Чтобы ты выжил и
унаследовал землю», - если осудишь себя, выживешь, и если нет – он осудит тебя
и осуществится (суд – Ор Агануз) против воли твоей.
75. «И
что такое (Дварим, там же): «Справедливости, справедливости (цэдэк, цэдэк)» –
два раза?» Сказал ему: «То, что написано (Теhилим, 18:13): «От сияния (нога)
напротив Него». Справедливость первая – это справедливость настоящая (мамаш), и
это – Присутствие Б-га (Шхина), как то, что написано (Йешайа, 1:21):
«Справедливость переночует в ней». «И что есть «справедливость» вторая?» «Это
справедливость (цэдэк), которая устрашает праведников (цадиким)». «А эта
справедливость (цэдэк) является милостыней (цдака) или нет?» «Нет». «И в чём
смысл?» «Как то, что написано (Йешайа, 59:17): «И оденет милостыню (цдака), как
кольчугу», а справедливость является «шлемом спасения на голове его» (Йешайа,
там же), и «голова» (рош) - это именно истина (эмет), как сказано (Теhилим, 119:160): «Начало (рош) слова
Твоего – истина», и истина – это именно мир (шалом), как сказано (Йешайа,
39:8): «Пусть будет мир и истина в дни мои!» Возможно человеку сказать так? Но
– так сказал Хизкия: «То качество, которое дал ты Давиду, отцу моему, оно –
половина дней моих, и мир и истина – половина дней моих (как мужчина отдельно и
женщина отдельно – половина тела – Ор Агануз)». Поэтому упомянул «дни» и
упомянул «мир и истину» и [сказал] «в дни мои», поскольку это всё – одно. Как
то, что написано (Брейшит, 1:5): «И был вечер, и было утро – день один (вечер,
благодаря соединению с утром, тоже назван «днём» - Ор Агануз)», - так
же, как день – мир (шалом), так и он просил мира, как сказано (Млахим-бет
(Вторая Книга Царей), 20:19): «Мир истина будут в дни мои», в том качестве,
которое дал Ты Давиду, отцу моему, как написано (Теhилим, 89:37): «И трон Его, как
солнце напротив Него».
76. И
что означает (Хавакук, 3:2): «Посреди лет извести (тодиа)?» Так сказал: «Знаю,
я, что Ты – Б-г Святой, как написано (Шмот, 15:11): «Кто подобен Тебе,
великолепному в Святости?», и святость – в Тебе, и Ты – в святости, и, несмотря
на это, - «посреди лет извести». Что такое «извести»? Смилуйся (терахем), как
то, что написано (Шмот, 2:25): «И увидел Б-г сынов Исраэля, и узнал Б-г». И что
такое «и узнал» («ва-йеда» – однокоренное с «тодиа»)? На что это похоже? На
царя, у которого была жена красивая, и родил от неё сыновей, и любил их, и
растил их. И вышли к культуре дурной (ле-тарбут раа). Возненавидел их и
возненавидел мать их. Пришла мать их к ним и говорила: «Сыновья мои, зачем вы
делаете так, что отец ваш ненавидит меня и
вас?», - пока не раскаялись и не вернулись исполнять волю отца их.
Увидел отец это, полюбил их, как прежде, и вспомнил о матери их, как то, что
написано (там же): «И увидел Б-г сынов Исраэля, и узнал Б-г», и написано
(Хавакук, 3:2): «Посреди лет извести».
77. И что такое (там же): «В
гневе милосердие вспомни»? Сказал (Хавакук): «Во время, когда согрешат перед
Тобой сыновья и прогневаешься на них, «милосердие вспомни». Что такое
милосердие (рахэм) вспомни? То, что сказал (Теhилим, 18:2): «Возлюблю Тебя
(арахем-ха), Б-г, сила моя». И дашь ты ему качество это, которое – Присутствие
Его (Шхинато) среди евреев, и вспомнишь сына его (сына Давида), который
унаследовал его, как написано (Млахим-алеф (Первая Книга Царей), 5:26): «И Б-г
дал мудрость Шломо», и вспомни отца их Авраама, как написано (Йешайа, 41:8):
«Семя Авраама, возлюбленного Моего», [и об этом] «посреди лет извести».
78. Откуда была у Авраама дочь?
Как написано (Брейшит, 24:1): «И Б-г благословил Авраама во всём (ба-коль)», и
написано (Йешайа, 43:70): «Всё (коль), названное Именем Моим, для Славы Моей
сотворил Я его (баратив), создал его (йецартив), и также сделал его (аситив)».
«Это благословение – дочерью его было или не было?» «Да, дочерью его было. На
что это похоже? На царя, у которого был раб полноценный и совершенный перед
ним, и испытывал его многими испытаниями и устоял в них всех. Сказал царь: «Что
дам этому рабу или что сделаю для него?»
Сказал: «Прикажу о нём брату моему старшему, чтобы советовал ему,
охранял его и почитал его». Перешёл раб к брату его старшему, и учился
качествам его. Полюбил его брат очень и назвал «возлюбленным своим», как
написано (Йешайа, 41:8): «Семя Авраама, возлюбленного Моего». Сказал: «Что дам
ему или что сделаю для него?» Вот сосуд мой прекрасный, [который] сделал
я, и в нём – жемчужины прекрасные, нет подобных им, они – сокровища царские.
Дам это ему, и удостоится вместо него» (Авраам будет оказывать милости вместо
Вс-вышнего – Ор Агануз), как то, что написано (Брейшит, 24:1): «И Б-г
благословил Авраама во всём».
79.
Объяснение другое. «Слышал я слух о Тебе, убоялся я» (Хавакук, 3:2), - понял я
слух о Тебе и убоялся я. Что же понял, что убоялся? Понял Мысль Святого,
благословен Он: так же, как у мысли нет конца, ведь думает человек и
перемещается в конец мира, так и ухо – нет у него конца, и не насытится, как
написано (Коэлет (Экклезиаст), 1:8): «И не наполнится ухо слушанием». И что такое
[буква] «зайин» в [слове] «ухо» («озэн» – «алеф-зайин-нун»)? Из-за того, что
ухо –подобие [буквы] «алеф», а «алеф» - это корень Десяти Заповедей (с неё они
начинаются – Ор Агануз). Поэтому «не наполнится ухо слушанием».
80. И
что такое [буква] «зайин» в [слове] «ухо» (озэн)? Ведь сказали мы: всё, что
привёл Святой, благословен Он, в мир Свой, имя – от содержания его, как
написано (Брейшит, 20:19): «И всё, что назвал человек существо живое, оно [и
есть] – имя его (hу шмо)», то есть, он сам является таким (имя указывает на суть
названного – Ор Агануз). И откуда [известно], что имя его – это он сам?
Как написано (Мишлей (Притчи), 10:7): «Память
о праведнике – для благословения, а имя злодеев сгниёт», - ведь не имя
его сгниёт, а сам он! [Значит], сам он – то же самое (что имя).
81.
Как, например, что? Как, например, в [слове] «корень» («шорэш» – «шин-рейш-шин») [буква] «шин»,
похожая на корень дерева, и корень всякого дерева кривой (как «рейш» - Ор
Агануз). А «шин» второй – что делает? Научить тебя, что если возьмёшь ветвь
и посадишь её, вновь станет корнем. [Буква] «зайин» (в слове «озэн») – что
делает? Как число дней недели. Научить тебя, что у всякого дня есть [своя]
сила. И что [это] делает здесь? Научить тебя, что мудрость великая в ухе – беспредельная
(ле-эйн тахлит), так же есть сила во всех органах.
82. «Что за семь органов, которые
есть в человеке?» «Как написано (Брейшит, 9:6): «Что в образе Б-га (бе-целем
Эло-им) сделал человека», и написано (там же, 1:27): «В образе Б-га сотворил
его», - во всех органах его и во всех частях его»». «Но ведь сказали мы –
шесть: на что это похоже? На «простирающий свет, как одеянием» (Теилим, 104:5),
ведь – это именно шесть концов (шеш кцавот)!» Сказал ему: «Союз обрезания и
пару человека считаем за одно. И две руки его – три. Голова его и тело
его – пять. Две ноги его – семь. И напротив них – силы их в небесах, как
написано (Коэлет, 7:14): «Также это против этого сделал Б-г». И это именно дни:
«Ибо шесть дней делал Б-г небо и землю» (Шмот, 31:17), и не сказал «в шесть
дней». Учит, что у каждого дня есть своя сила».
83. «И что такое «нун» (в слове
«озэн»)?» «Научить тебя, что мозг – корень позвоночника скелета, и оттуда
черпает постоянно. Если бы не позвоночник скелета, не сможет существовать мозг,
а без мозга не сможет существовать тело, ибо всё тело – для нужд мозга, и если
не сможет существовать тело, не сможет существовать мозг. Поэтому позвоночник
скелета опустошает для всего тела из мозга, и это – «нун» согбенная (кфуфа)».
«Но ведь эта буква «нун» (в слове «озэн») – длинная она!» ««Нун» длинная
всегда – в завершении слова. Научить тебя, что «нун» длинная заключает в себе
согбенную и длинную, но согбенная – основа (йесод). Научить тебя, что «нун»
длинная образована от мужского и женского.
84. «Что такое «мэм» открытая
(птуха)?» (т.е., что означает вход в «мэм» - Ор Агануз) «Образована от
мужского и женского». ««Мэм» замкнутая (стума) – что?» «Сделана она по подобию
живота (бетен) сверху». «Но ведь сказал раби Рхумай: живот – как подобие
«тэт»!» То сказано – как вид «тэт» внутри, я же сказал – как вид «тэт»
снаружи».
85. «И что такое «мэм»? (на что
указывает его название – Ор Агануз)» «Читай не «мэм», а «маим» (воды).
Так же как воды те влажны, так и живот влажен всегда». «И почему «мэм» открытая
образована от мужского и женского, а «мэм» заткнутая – мужское?» «Научить тебя,
что суть «мэм» - это мужское (захар) и добавилась открытая ради женского
(нкева). И так же как мужчина этот не рожает в открытии, так и «мэм» замкнутая
рожает только с помощью открытой. И так же как женщина рожает в открытом, так и
«мэм» есть заткнутый и открытый».
86. «И что увидел ты, чтобы
размножить «мэм» открытием и замкнутостью? (почему в названиях всех букв, кроме
«нун» и «мэм», есть другие буквы – Ор Агануз)» «Из-за того, что сказали
мы: читай не «мэм», а «маим». И женщина холодна, поэтому нуждается в согревании
мужчиной». «И что увидел ты размножить «нун» - согбенный и длинный?» «Как
написано (Теилим, 72:17): «Перед солнцем Янун - имя его (имя Машиаха – Ор
Агануз)», - от двух «нун», «нун» согбенной и длинной, и должно быть –
посредством мужского и женского».
87. «Написано (Коэлет, 1:8): «И
не наполнится ухо слушанием», и написано (там же): «И не наполнится глаз
видением». Учит, что оба они черпают из мысли. И что за мысль? Царь, в котором
нуждаются все, кто сотворён в мире – среди верхних и среди нижних.
88. «И что это, что говорим мы:
«Поднялось в мысль», и не говорим мы: «Спустилось»? Ведь говорим мы, что
всматривающийся в видение Колесницы спустится, а после этого поднимется! (когда
Святой, благословен ОН, наблюдает Колесницу, написано «поднятие», а когда
человек наблюдает Колесницу, написано «спускание» - Ор Агануз)». «Там
это – из-за того, что говорим мы: «Всматривающийся в видение Колесницы (цфият
а-меркава)», и «цфият» переводим мы (на арамейский): «Сакута» (покрытие), и
говорим мы (Йешайа, 21:8): «И воззвал лев на монументе (мицпэ) господина
моего». А здесь в мысли нет покрытия вообще и нет завершения (тахлит) вообще, и
у всего, у чего нет завершения и конца, нет спускания. Как то, что говорят
люди: спустился некто до конца понимания мнения ближнего, а не «до конца
мысли его».
89. Сел
раби Аморай и разъяснил: «Что означает, когда пишут огласовку «сэгол»?
Но – сокровище (сгула) имя её, как то, что говорилось выше. А если после
«зарка» (т.е., в знаках кантеляции)? Каков смысл в знаке «зарка»? Как
имя его, так и он сам, ибо он брошен (низрак). Как, например, вещь выкинутая, а
за ней приходит сокровище царей и государств.
90.
«Каков смысл [знака] «зарка»?» «Как написано (Йехезкель, 3:12): «Благословенна
Слава Вс-вышнего от места Его», - отсюда [знаем], что нету знающего место Его.
И говорим Имя у короны, идёт и приходит на голову Вседержителя (Конэ), как
написано (Брейшит, 14:19): «Вседержитель неба и земли», и когда выходит,
становится, как «зарка» (выкинутая) и – сокровище (сгула) после неё, и
становится началом (рош) всех букв».
91. И в чём смысл того, что она
(сэгол – Ор Агануз) – в конце слова, а не в начале? Научить тебя, что та
корона поднимается высоко-высоко (ле-мала ле-мала). И откуда слышно, что эта
корона – камень драгоценный, обобщающий и коронующий? Как написано (Теhилим, 118:22): «Камень,
отвергнутый строителями, стал краеугольным». И поднимается до места, из
которого она высечена, как написано (Брейшит, 49:24): «Оттуда направляет (роэ)
камень Исраэля».
92. И ещё сказал: «В чём смысл
того, что мы подвешиваем голубую нить (тхелет) в цицит, и каков смысл тридцати
двух (нитей)? На что это похоже? На царя, у которого был сад прекрасный, и в
нём – 32 тропы (нетивот), и поместил сторожа над ними, и известил его одного об
этих тропах (ему одному рассказал, как по тропам зайти в 32 комнаты – Ор
Агануз). Сказал: «Сторожи их и ходи по ним каждый день. И во всякое время,
когда пойдёшь по ним, - мир тебе». И что сделал тот сторож? Поместил сторожей
над ними, сказав: «Если я один буду на этих тропах, невозможно сторожу одному
поддержать существование (лекаем) всех этих троп (тропы, чтобы не испортиться,
нуждаются в том, чтобы по ним ходили – Ор Агануз)! И ещё – что скажут во
всём мире: «Это и есть царь!»» Поэтому поместил сторож этот сторожей других для
всех троп. Вот эти 32 тропы» (они же 32 нити цицит – Ор Агануз).
93. «И каков смысл голубой нити
(тхелет)?» «Сказал сторож: «Может быть, скажут сторожа эти: «Этот сад – он
наш!» Дал им знак и сказал им: «Это – знак царя, что этот сад – его, а эти
тропы – он установил, и не мои они, и вот – печать его (т.е., - цвет тхелет – Ор
Агануз)». На что это похоже? На царя и дочь его, у которых были рабы, и
захотели [рабы] пойти далеко. Испугались из-за страха перед царём. Дал им царь
знак свой. Испугались дочери его. Дала им дочь знак. Сказали: теперь, с двумя
этими знаками, «Б-г сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою» (Теhилим, 121:7).
94. Сел раби Аморай и разъяснил:
«Что означает написанное
(Млахим-алеф (Первая Книга Царей), 8:27): «Вот небеса и небеса небес не
обеспечат Тебя (ло йихалкелуха)»? Учит, что 72 имени есть у Святого,
благословен Он, и всех их установил Он в коленах (израилевых), как написано
(Шмот, 28:10): «Шесть из имён их – на камне одном, и имена шести остальных на
камне втором по происхождению их», и написано (Йеhошуа, 4:9): «И 12 камней установил».
Так же, как эти – камни памяти, так и те – камни памяти, и 12 камней – это 72,
соответствующие семидесяти двум Именам Святого, благословен Он. И какой смысл в
том, что начал с двенадцати? Научить тебя, что 12 вождей (манhигим) есть у Святого, благословен Он, и
у каждого – шесть сил (кохот). И кто это? Семьдесят два языка (лешонот).
95. Дерево одно
есть у Святого, благословен Он, и в нём – 12 границ диагоналей (гвулей
алкесонин). Граница восточно-северная, граница восточно-южная, граница
восточно-верхняя, граница восточно-нижняя, граница западно-южная, граница
западно-северная, граница западно-верхняя, граница западно-нижняя, граница
южно-верхняя, граница южно-нижняя, граница северо-верхняя, граница
северо-нижняя. И расширяются и идут до бесконечности (ад адей ад), и это –
«руки мира» (зраот олам), и внутри в них – дерево, и каждой из этих диагоналей
соответствуют служащие (пкидим), которых – 12. И также внутри, в сфере – 12
служащих. Это – 36 служащих с диагоналями, и у каждого есть министр (сар) один,
как написано (Коhэлет,
5:7): «Ибо высокий над высоким – страж». Получается, для стороны восточной – 9,
для стороны западной – 9, для стороны северной – 9, для стороны южной – 9. И
это именно 12, 12 и 12, которые – служащие в оси, сфере и сердце, и их – 36. И
все эти тридцать шесть – от тридцати шести, ибо сила одного – в друге его, и,
несмотря на то, что 12 в каждом из трёх, все они прилеплены друг к другу, и все
36 сил находятся в первом, который – ось (тэли). И если поищешь в сфере
(галгал), найдёшь там их же, И если поищешь в сердце (лев), найдёшь там их же.
Поэтому для каждого – 36, и все они – не более тридцати шести форм. И все они
(ось и сфера) завершены в сердцу (лев), переданы тридцати двум (ламед-бет) и
тридцати двум, и остаётся – 4, и это – 64 формы. И откуда известно, что
переданы тридцать два тридцати двум? Как написано (там же): «Ибо высокий над
высоким – страж». Если так, - именно 64, недостаёт восьми до семидесяти двух
Имён Святого, благословен Он, и это – именно то, что написано (там же): «И
высокие над ними». И это – семь дней недели, и не хватает одного, и это –
именно то, что написано (Коhэлет,
5:8): «И преимущество земли во всём – это царь». Что такое «преимущество»
(йитрон)? Место, из которого высечена земля. И это – преимущество перед тем,
что было. И что есть «преимущество» каждой вещи в мире? Когда люди мира
достойны (реуим) взять от него пропитание их, тогда это – преимущество.
96. И что это –
из чего высечена земля? Небо. И он – Трон (Кисэ) Святого, благословен Он, и он
– «камень драгоценный», и он – море мудрости, и соответствует ему голубая нить
(тхелет), которая в цицит. Как сказал р. Меир: «Чем отличается тхелет от всех
видов цветов? Тем, что тхелет подобен морю, а море подобно своду (ракия), а
свод подобен Трону Славы, как сказано (Шмот, 24:10): «И увидели Б-га Израилева,
и под ногами Его – как деяние кирпича-сапфира, и – как суть небес по чистоте»,
и говорится (Йехезкель, 1:26): «И как вид камня сапфира – подобие Трона».
97. Сел раби
Берахья и разъяснил: «Что означает написанное (Шмот, 25:2): «И возьмите
(ве-йикху) Мне возношение (трума)»? Вознесите (hэриму) Меня молитвами вашими. И кто
(вознесёт)? Тот, чьё сердце добровольно отворачивается от мира этого (не
разглядывает формы женщин, чтобы не затягивалось за ними сердце его – Ор
Агануз). Уважайте его, ибо от него Я радуюсь, ибо знает Имя Моё. И от него
достойно взять возношение Моё, как сказано (там же): «От всякого человека, чьё
сердце добровольно пожертвует, возьмите возношение Моё», - от того добровольно
жертвующего, и сказал раби Рхумай: «[Это] праведники и благочестивые (хасидим),
которые – в [народе] Исраэля, которые возносят Меня над всем миром своими
заслугами, и от них питается Сердце, и Сердце питает их».
98. И
все формы святые ответственны за все народы, а евреи святые взяли тело Дерева и
Сердце его. Так же как сердце – это прекраснейший плод тела, так и евреи взяли
«плод дерева прекрасного» (этрог). Так же, как дерево пальма – ветви его вокруг
него, а лулав его – в середине, так и евреи взяли себе тело Дерева, которое –
Сердце его. И соответствует телу – позвоночник (хут hа-шидра) в человеке, который – суть
тела. И так же, как лулав этот – написан «лу-» и «лав», так и Сердце (лев)
передано ему (ло). И что такое «Сердце»? Это то, в чём 32 пути чудесных
Мудрости. Также в каждом пути – форма сохраняющая, как написано (Брейшит,
3:24): «Хранить дорогу к Дереву Жизни».
99. «И что за формы (цурот)?»
«Как написано (там же): «И расположил с востока от райского сада ангелов
(крувим) и лезвие меча переворачивающегося, чтобы сторожить дорогу к Дереву
Жизни»». «И что такое: «И расположил с востока от райского сада»?» И расположил
на тех путях (нетивот), которые были раньше того места, которое называется
«райский сад», и которые раньше ангелов, как написано (там же): «…ангелов», и
которые раньше «лезвия», как написано (там же): «…и лезвие меча
переворачивающегося»». «Которое было раньше?» «Но ведь написано: «небеса», то
есть, вода и огонь были раньше (а корень форм – на небе, состоящем из воды и
огня – Ор Агануз), как написано (Брейшит, 1:8): «Да будет свод внутри
вод и будет разделение между водами и водами», и написано (там же): «И назвал
Б-г свод небом». И откуда [известно], что небо – огонь? Как написано (Дварим,
4:24): «Ибо Б-г Вс-вышний твой – огонь пожирающий Он (эш охла hу), Б-г-Ревнитель».
100.
И откуда [известно], что «небо» - Святой, благословен Он? Как написано (Млахим-алеф
(Первая Книга Царей), 5:32): «И Ты услышь, Небо!», - разве Шломо молился небу,
чтобы услышало его молитву? Но – Тому, чьё Имя – на небе, как написано (там же,
5:27): «Небеса и небеса небес не обеспечат Тебя». Вот – Имя Святого,
благословен Он, и это – огонь, а ты сказал – «было раньше»! Но – скажи: сила их
(кохам) была раньше тех форм того места, а после этого [появились] формы святые
те. И что за «силы их»? Как то, что написано (Шмуэль-алеф (Первая Книга
Шмуэля), 2:2): «Нет Святого, как Б-г наш, ибо нет – кроме Тебя, и нет твердыни
(цур) – как Б-г наш».