ד״סב

Sefer ha Bahir

 

101. Раби Берахья сел и разъяснил: «Что такое лулав, о котором мы говорили? Это тридцать шесть (лу), переданные тридцати двум (лав)». «Каким образом?» Он сказал: «Три министра есть: Ось (тэли), Сфера (галгал) и Сердце (лев). Каждый из них – двенадцать, втроём составляют тридцать шесть, и в них то, что поддерживает мир, как написано (Мишлей, 10:25): «И праведник – основа мира».

 

 

 

102. Учили: есть один столп, от неба до земли, и «Праведник» (цадик) имя его в честь праведников. Когда праведники есть в мире, столп усиливается (митгабер), а если нет, слабеет (митхалеш). Он выносит (совель) мир, как написано: «И праведник – основа мира». И если (столп) слаб, не сможет существовать мир. Поэтому даже если в мире один праведник, он устанавливает (маамид) мир, как сказано (Мишлей, 10:25): «И праведник – основа мира». Поэтому возьмите подношение Мое от него сначала, а после этого – «то приношение, которые вы возьмёте у них» – от оставшихся. Что это?  «Золото, серебро и медь».

 

 

103. Другое объяснение. «И возьмут Мне (Ли) приношение». И возьмут для святого приношение, которое – Йуд, и оно же – десятое. И откуда мы знаем, что десятый является священным? Потому что написано (Ваикра, 27:32): «Десятое будет священным». И что такое «святое» (кодэш)? То, что написано (Йехезкель, 44:30): «И начало всех первых плодов от всего и всех приношений от всего и т.д.» И написано (Теhилим, 111:10): «Начало мудрости – страх Б-жий»: нет мудрости, кроме страха Б-жьего. Читайте не «страх», а «и страх».

 

104. Спросили ученики у раби Элиэзера: «Учитель, что означает написанное (Шмот, 13:2): «Освяти мне каждого первенца»? И разве Святой, благословен Он, первенец?»

Он ответил: «Освяти Мне (Ли) каждого первенца» это второй в святости (шени ба-кодеш). И назван во имя Израиля, как написано: «Израиль сын Мой, первенец Мой».

Как будто Он был с ними в Египте во времена их угнетения. И это – именно то, что написано (Шмот, 4:23): «Отпусти сына Моего и послужит Мне», - [«сына Моего»], а не «первенца Моего». Сказал раби Рхумай: «Что означает написанное (Дварим, 22:7): «Отпусти мать, а детей возьми себе»? Говорится не «отпусти отца», а «отпусти мать» - в честь той, что зовется Матерью Мира, как сказано (Мишлей, 2:3): «Матерью разумение (бина) назовёшь».

 

105. А что означают слова «а детей возьми себе»? Раби Рхумай сказал: «Это те дети, которых вырастила. Кто они? Это семь дней Суккот, и они же – дни недели, которых семь. Разница в том, что те (дни Суккот) Есть среди них те, что более святы, т.к. про них написано (Ваикра, 23:37): «Собрания святые»». «Значит, то же и Ацерет (шавуот), который тоже - «собрание святое»»? Сказал им: «Да, но это – одно (собрание), а это – два, как написано (Шмот, 12:16): «И в первый день будет у вас собрание святое, и в седьмой день собрание святое». Он сказал: «Почему Ацерет - один день? Потому что в тот день Израилю была дана Тора. И когда вначале была создана Тора, Святой, благословен Он, управлял Своим миром едино с ней, как написано: «Начало мудрости». Сказал: «Раз так, твоя святость будет только твоей»». «А что такое Суккот»? Он сказал: «Буква «бет», как написано (Мишлей, 24:3): «Мудростью построится дом (баит)». А откуда мы знаем, что Суккот это «дом»? Потому что написано (Брейшит, 33:17): «А Яков поехал в Суккот, и построил себе дом, и скоту своему сделал шалаши (суккот), поэтому назвал место то Суккот».

 

 

106. Раби Берахья сел и разъяснил: «Что есть ось (тэли)? Это – образ (дмут), который находится перед Святым, благословен Он, как написано (Шир hа-Ширим, 5:11): «Завитки его локонов (талталим)». Что есть сфера (галгал)? Это – утроба (бетен). И что есть сердце (лев)? То, что написано (Дварим, 4:11): «До сердца небес», и в нём заключены 32 (ламед-бет) чудесных пути мудрости».  

 

 

107. Что означает написанное (Бамидбар, 6:28): «Да благословит тебя Б-г (Йуд-hей-вав-hей) и сохранит тебя! да осветит тебя Б-г (Йуд-hей-вав-hей) Лицом Своим и помилует тебя! да вознесёт Б-г (Йуд-hей-вав-hей) Лицо Свое к тебе и даст тебе мир!» Это – Имя Святого, благословен Он, Разъяснённое (hа-Мефораш). И это – Имя из двенадцати (букв), ибо написано (в приведённом отрывке): й-h-в-h, й-h-в-h, й-h-в-h. Это учит, что имена Святого, благословен Он, - это три воинства, и каждое воинство похоже на другое. И Имена их запечатаны в Имени Его Йуд-hей-вав-hей». И каким образом? Соедини Имя Йуд-hей-вав-hей 24 (хаф-далет) раза. Именно первое: «Благословит тебя Б-г», и также второе «И осветит тебя Б-г» - это 24 Имени Святого, благословен Он, и также третье - это 24 Имени Святого, благословен Он. Учит, что все воинства, главы их и министры их – 24. Соедини 24 три раза, и будут 72 Имени Святого, благословен Он, выходящие из стихов (Шмот, 14:19-21): «И двинулся… и вошел… и простер…»

 

 

108. И кто они – эти министры? Учит, что их три. Гвура – министр форм (цурот) святых, и так оно: со стороны левой Святого, благословен Он, стоит Гавриэль, и справа от Него – министр всех форм святых Михаэль, и посередине – Истина (эмет), и это – Уриэль, министр всех форм святых. И у всякого министра – 24 формы, и нет исследования для отрядов его, как написано (Иов, 25:3): «Есть ли число у отрядов его?». Если так, это 72 и 72? Сказал ему: «Нет. Но во время, когда евреи приносят жертву перед Отцом их Небесным – соединяются. И именно это – Единство Всесильного нашего (Йехудо шэль Эло-эйну)».

 

 

109. Почему жертва называется карбан? Потому, что она сближает (мекарев) формы сил святых», как то, что написано (Йехезкель, 37:17): «И приблизь их, один к одному, у тебя в посох один, и будут едины в руках твоих». И сказано о жертвах: «Для запаха приятного», а запах (реах) - только в носу, и дыхание (нешима), которое и есть запах, - только в носу, а «приятное» (нихоах) – это только спускание (йерида), как сказано (Ваикра, 9:22): «И спустился» (ва-йеред), а переведено (на арамейский) «ве-нахит» (родств. с  «нихоах»). Спускается и соединяется с формами святыми теми и приближается (миткарев) посредством жертвы (карбан).

 

 

110. «Имя, выходящее из трех стихов: «И поехал… И пришел… И простер…». Буквы первого стиха «И поехал…» по порядку стиха располагаются в Имени. Буквы второго стиха «И пришел…» в порядке, обратном стиху, располагаются в Имени. Буквы третьего стиха «И простер…» по порядку стиха располагаются в Имени, как в первом стихе «И поехал…». В каждом из стихов семьдесят две буквы. Значит в каждом Имени из 72 Имён, выходящих из этих трех стихов: «И поехал… И пришел… И простер…», по три буквы. Это семьдесят два имени, выходящие и разделяющиеся на три части, по двадцать четыре в каждой части. Над каждой частью из трёх частей – министр высокий (сар гавоа). Каждая часть сторожит четыре направления: восток, запад, север и юг, и распределяются (имена) по шесть для каждого направления. Значит, для четырёх направлений - двадцать четыре формы. И также для второй, и также для третьей. Все они запечатаны в «Йуд-hей-вав-hей», Б-ге Израиля, Б-ге Живом, Всесильном, Высшем и Превознесённом, обитающем вечно, возвышенно и свято Имя Его. Да будет благословенно Имя славы Его царства во веки веков».



111. «Раввин Аhилай сел и разъяснил: «Что означает стих: «Бог (Йуд-hей-вав-hей) царствует, Бог (Йуд-hей-вав-hей) царствовал, Бог (Йуд-hей-вав-hей) воцарится вовеки веков»? Это Имя Разъяснённое (Шем hа-Мефораш), в котором разрешено соединять буквы (лецареф) и упоминать (леазкир), как написано (Бамидбар, 6:27): «И поместят Имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их». И это – Имя из двенадцати букв в Имени из благословения коhенов: «Благословит тебя Б-г и т.д.», в которых три (имени), итого двенадцать. Гласные его таковы: Йиф’ал, Йфа’ эл и Йиф’ ол. И от всякого, хранящего и упоминающего его в святости и в чистоте, принимаются молитвы. Более того, он любим (аhув) внизу и любим наверху, приятен (нэхмад) внизу и приятен наверху, и ему отвечают сразу и помогают. Это Имя Разъяснённое, написанное на лбу у Аарона. И Имя Разъяснённое из 72 букв, и то, что в Имени Разъяснённом, которое – 12, передал Святой, благословен Он, Месамрие, стоящему перед Завесой (hа-паргуд). Он передал их Илияhу на горе Кармель, и благодаря им тот вознёсся и не вкусил вкуса смерти».

 

 

112. И вот Имена Разъяснённые (hа-мефурашот), драгоценные, вознесённые, которых – двенадцать, для двенадцати колен израилевых. «Алеф-hэй-цади-йуд-цади-hэй-рейш-вав-нун (Аhацицhарон)», «Алеф-хаф-ламед-йуд-тав-hэй-рейш-вав-нун (Ахалитhарон)», «Шин-мэм-куф-тав-рейш-вав-нун (Шмакатрон)», «Далет-мэм-вав-шин-hэй-рейш-вав-нун (Дмушhарон)», «Цади-фэй-цади-фэй-самех-йуд-тав-рейш-вав-нун (Цафцафситрон)», «hэй-вав-рейш-мэм-йуд-рейш-вав-нун (hурмирон)», «Бет-рейш-хет-йуд-hэй-рейш-вав-нун (брахиhарон)», «Аин-рейш-шин, гимел-далет-рейш-алеф-вав-нун (Араш-гдараон)», «Бет-самех-алеф-вав-hэй, мем-нун-алеф-hэй-вав-нун (Бсава-манаhон», «Хет-зайин-hэй-вав-йуд-hэй, hэй-вав-hэй-йуд-рейш-йуд (Хазаhавья-hаваhайри)», «hэй-алеф-hэй, алеф-hэй-йуд-hэй (hаа-эhйэ)», «Вав-hэй-рейш-алеф-йуд-тав-hэй-вав-нун (веhареитhон)». И все они заключены в Сердце Неба, и разделяются на 24 Имени, и в них заключены мужское и женское (захар у-нкева) и [заключены] служащие в оси, сфере и сердце, и они – источники Мудрости (майанот hа-хохма).

 

113. Сел раби Рхумай и разъяснил: «Что такое 12 колен израилевых? Но – учит, что 12 колен есть у Святого, благословен Он. И каковы они? На что это похоже? На царя, у которого был источник красивый, и у всех братьев его вода есть только из этого источника, и не могут терпеть жажду. Что сделал? Сделал для источника 12 труб и назвал их по именам сыновей братьев его и сказал: «Если будут сыновья хорошими, как отцы их, удостоятся, и я наполню трубы. Утолят жажду отцы их, и попьют сыновья их после них. А если не удостоятся сыновья их и не совершат достойных поступков передо мной, вот стоят трубы для этого случая: дам им воды при условии, что не дадут сыновьям их ничего, поскольку не исполняют мою волю».

 

114. И что за определение: «колено» (шевет)? Вещь это прямая (пашут) и не квадратная. Какой смысл? Ибо невозможно вместить квадратное внутрь квадратного другого, и круглое внутри квадратного движется, а квадратное внутри квадратного не движется.

 

 

115. И что такое «круглое»? Это – огласовка (некуда) Торы Моше, которые все круглые и подобны в буквах душам живым в телах человека, ибо невозможно сдвинуться, всё [время] пока не существует внутри него и [невозможно] произнести высказывание малое или большое без души. Подобно этому – огласовка, ибо невозможно слову малому или большому быть произнесённым без огласовки.

 

116. И всякая огласовка – круглая, а всякая буква квадратная. И существует буква благодаря огласовке и они – жизнь их. И огласовка эта приходит через трубы (двенадцати колен – Ор Агануз) к этой букве посредством запаха жертвы (реах а-карбан), и сразу спускается, как написано (Ваикра, 1:9): «Запах приятный для Б-га», - что спускается для Б-га, и это именно то, что написано (Дварим, 6:4): «Слушай, Исраэль, Б-г, Вс-вышний наш – Б-г один».          

 

117. Сказал раби Йоханан: «Что означает написанное (Шмот, 15:3): «Б-г – муж войны (Иш милахама), «Йуд-hей-вав-hей» - имя Его»? Муж (Иш) - это знак, как переводим мы стих «Б-г – муж войны» (на арамейский) как «Бог - это указатель победы в битве». Что это за указатель (маарей)? «Алеф» первый (в слове «Иш») -Дворец святой (hейхала кадиша). Можно предположить, что это Дворец святой? Но [верно сказать]: «Дворец Cвятости (hейхал hа-кодэш)»

 

118. «Йуд» (из слова «Иш») – в десяти речениях, которыми сотворен мир. Каковы они? Именно - Тора Истины (Торат Эмет), которая заключает в себе все миры». «А «Шин» (из слова «Иш») - что такое»? Сказал им: «Корень дерева.  Потому что «Шин» - как вид корня дерева».

 

119. «И что это за дерево, о котором сказал ты?» Сказал им: «Силы Святого, благословен Он, – эта над этой, и они похожи на дерево. Дерево это – посредством вод выводит плоды, так и Святой, благословен Он, посредством вод увеличивает силы дерева. И что такое воды Святого, благословен Он? Это именно Мудрость (хохма), и это именно души праведников, которые вспархивают от источника к трубе большой и поднимаются и прилипают к дереву. И посредством чего вспархивают? Посредством евреев: когда они праведны и хороши, Б-жественное Присутствие (Шхина) находится среди них и находится в делах их – за пазухой (бе-хейко) Святого, благословен Он, и плодит их, и размножает их.    

 

120. И откуда известно, что Шхина (Б-жественное Присутствие) называется Цедек (Справедливость)? Ибо написано (Дварим, 33:26): «Оседлавший небеса (шамаим) для помощи тебе, и гордость Его – небеса (шхаким)», и написано (Йешайа, 45:6): «И небеса (шхаким) изольют Справедливость (Цедек)», и Справедливость – это Шхина, как написано (Йешайа, 1:21): «Справедливость переночует с ней». И Справедливость дал Давиду, как написано (Теhилим, 146:10): «Воцарится Вс-вышний навечно, Б-г твой – в Ционе из поколения в поколение», и написано (Диврей hа-йамим (Дела дней), 11:5): «Цион – это город Давида». 

 

121.  Что означает «из поколения в поколение (дор дор)»? Сказал раби Папаис: (Коhэлет (Экклезиаст), 1:4): «Поколение уходит, и поколение приходит (ба)», и сказал раби Акива: «Поколение приходит – что уже пришло (ба)».

 

122. На что это похоже? На царя, у которого были рабы, и одевал их, по возможности, в шелковые и сатиновые одежды. Нарушили порядок, выбросил их и вытолкнул их от себя, и снял с них одежды свои, и они ушли. Взял одежды и помыл их хорошо, до того, что не осталось на них никакого следа, и оставил их у себя приготовленными. И купил рабов других, и надел на них одежды те, а сам не знал, хороши эти рабы, или нет. И вот [они] удостоились одежд, которые уже были в мире, и надевали их другие перед ними. Но «земля – вечно стоит» (Коhэлет, 1:4), и это именно то, что написано (Коhэлет, 12:7): «И вернётся прах на землю, как был, и дух (руах) вернётся к Б-гу, который дал его». 

 

123.   Сказал раби Аморай: «Что означает написанное (Ваикра, 9:22): «И вознёс Аарон руки свои к народу и благословил их, и спустился»? Ведь уже спускался! Но (смысл в том, что) спустился «от совершения грехоочистительной жертвы и всесожжения, и мирных жертв» и после этого «вознёс Аарон руки свои к народу». Вознесение это – зачем? Так как принёс (икрив) жертву и приблизился (иткарев) к Отцу их, который на небесах, как то, что говорим мы: должен тот, кто приближает их (хозяев жертвы – Ор Агануз) к высшим и объединяет их, объединять вместе с ними и этих, и кто это? «Народ», о котором написано: «к народу» (эль hа-ам) – т.е., ради народа (баавур hа-ам).

 

124. И какой смысл в вознесении ладоней и произнесении для них благословения?  Но это из-за того, что есть в руках 10 пальцев, - намёк на 10 сфирот, которыми были запечатаны небо и земля. И эти 10 соответствуют десяти заповедям, и в обобщении этих десяти обобщились 613 заповедей. И посчитай буквы десяти заповедей, и найдёшь, что их – 613 букв. И в них – все 22 буквы, кроме «тэт», которого нет в них. И какой смысл? Научить тебя, что «тэт» - это утроба, и он не среди 10 сфирот.

 

125. Почему называют их Сфирот? Потому что написано: «Небеса рассказывают (месаприм) о Славе Б-га».

 

126.  И каковы они? Их три. Среди них три воинства и три царства. Царство первое - свет. И свет - жизнь воды. Царство второе - святые Хайот, Офаним, колеса Колесницы, и все отряды Святого, благословен Он, [которые] благословляют, возвышают, прославляют, восхваляют и освящают Царя, могущественного в святости и организовавшегося (нээрах) в великой тайне святых, Царя ужасающего и страшного. И они коронуют Его тремя «освящениями». 

 

127. И что это за три святости, а не четыре? Потому что святость высшая – три по три, как написано: «Б-г царствует, Б-г  царствовал, Б-г воцарится во веки веков», и написано (Бамидбар, 6, 24-26): «Благословит Б-г… осветит Б-г… вознесёт Б-г», и остальные качества Вс-вышнего – третье. И что это? То, что написано (Шмот, 24:6): «Б-г, Б-г, Вс-вышний, Милосердный, Жалостливый и т.д.», - всего 13 качеств.

 

128. Что означает (Йешайа, 6:3): «Святой, Святой, Святой», а потом – «Б-г Воинств (Цва-от), полна вся земля Славы Его»? «Святой (кадош)» - Корона Высшая (кетер эльён). «Святой» - корень дерева (шорэш hа-илан). «Святой» - прикреплённый и особенный (мьюхад) среди всех (шести направлений – Ор Агануз): «Б-г Воинств (Цва-от), полна вся земля Славы Его».

 

129. И что такое «Святой», который прикреплённый и особенный (мьюхад) среди всех? На что это похоже? На царя, у которого были сыновья и сыновья сыновей. Во время, когда сыновья их исполняют волю его, входит к ним, и устанавливает всё, и насыщает всё, и дарует (машпиа) им благо, чтобы насытились отцы и сыновья. И когда сыновья не исполняют волю его, насыщает отцов в размере нужд их. 

 

130. Что такое «полна вся земля Славы Его»? Но это – вся та земля, которая сотворена в день первый и которая сверху – напротив Земли Израиля, наполненная Славой Вс-вышнего. И что это? Мудрость (хохма), как написано (Мишлей (Притчи), 3:35): «Славу мудрецы унаследуют», и написано (Йехезкель, 3:12): «Благословенна Слава Б-га от места её». 

 

131. «Что такое эта «слава Б-га»? На что это похоже? На царя, у которого была во дворце матрона (матронита), и все его воинства восхищались ею. И были у неё сыновья, и каждый день они приходили смотреть на царя и благословлять его. Они сказали: «Где наша мать?» Он сказал: «Не сможете увидеть её сейчас». Они сказали: «Пусть благословенна будет, во всяком месте, где бы она ни была».

 

132. Что означает написанное «от места его» (ми-мкомо)?  Отсюда - что нет того, кто знает место его. Это похоже на принцессу, прибывшую издалека, и люди не знали, откуда она, пока не увидели, что она - женщина праведная (эшет хаиль), красивая (наа) и достойная (hагуна) во всех делах её. Они сказали: «Она, несомненно, со стороны светлой происходит, ибо делами своими освещает мир». Спросили её: «Откуда ты?» Сказала: «Из места моего (ми-мкоми)». Сказали: «Если так, то велики люди места твоего. Благословенна будь, и да будет благословенно место твоё».

 

133. И разве «слава Господа (Квод hа-Шем)» не одно из воинств Его? Не низшая ли она? Почему же благословляют её? На что это похоже? У человека был прекрасный сад (ган), и снаружи сада, поблизости от него, - прекрасный участок земли. Сделал на нём прекрасный сад (гина). Полил сад (ган) сначала. И разошлись воды на весь сад, но не на тот участок земли, поскольку он не прикреплён (к саду), хотя и всё едино (ha-коль эхад). Поэтому открыл для него место и поливал его отдельно.

 

 

 

134. Сказал Раби Рахумай: «Слава (Кавод) и Сердце (Лев) они – одно (по числ. зн. 32). Но только Слава названа во имя деяния высшего, а Сердце названо во имя деяния низшего. Именно это «слава Господа (Квод hа-Шем)» и именно это «Сердце небес (Лев hа-Шамаим)».

 

135. Сказал раби Йоханан: «Что означает написанное (Шмот, 17:11): «И было, когда Моше поднимал руку свою, и усиливался (гавар) Исраэль, а когда опускал (hиниах) руку свою, усиливался Амалек»? Учит, что мир существует благодаря «вознесению рук» (несият капаим). Какой смысл? Из-за того, что та сила, которая дана Якову, отцу нашему, имя её – Исраэль. Аврааму, Ицхаку и Якову даны силы – по одной каждому. И согласно качеству, с которым шёл каждый, подобие его дано ему. Авраам воздавал милость (гамаль хэсед) миру, ибо готовит для всех жителей мира и прохожих пропитание, и воздаёт милость, и выходит навстречу им, как написано (Брейшит, 18:2): «И побежал навстречу им», и ещё (там же): «поклонился до земли». Это было воздаянием милости целостным. И Святой, благословен Он, измерил ему его же мерой и дал ему качество Милости (Хэсед), как написано (Миха, 7:20): «Дай Истину Якову, Милость – Аврааму, о чём клялся ты отцам нашим с дней древних». Что такое «с дней древних (мимей кедэм)»? Учит, что если бы не был Авраам воздающим милость и не удостоился бы качества Милости, Яков бы не удостоился качества Истины, что в заслугу того, что удостоился Авраам качества Милости, удостоился Ицхак качества Страха (Пахад), как написано (Брейшит, 31:53): «И поклялся Яков Страхом отца его Ицхака», - разве есть человек, который поклянётся так – верой в страх отца его? Но – не была до этого дана сила Якову, и поклялся силой, которая дана отцу его, как написано: «И поклялся Яков Страхом отца его Ицхака». Что это? «Тоhу», из которого выходит зло, изумляющее (hа-матhэ) сынов человека. И что это? То, что написано (Млахим-алеф (Первая Книга Царей), 18:38): «И пал огонь и съел жертву, и дрова, и камни, и прах, и воду, которая во рве, вылизал», и написано (Дварим, 4:24): «Ибо Б-г Вс-вышний твой – огонь пожирающий Он, - Б-г-Ревнитель».

136. Что такое Милость? Именно – Тора, как написано (Йешайа, 55:1): «Все жаждущие, идите к водам, и те, у которых нет серебра», - эта (Милость) – серебро, как написано (там же): «идите, обеспечьтесь и ешьте, идите, обеспечьтесь без серебра и без платы вином и молоком». Накормит вас Торой и научит вас, ибо вы уже удостоились этого благодаря заслуге Авраама, который был воздающим милость: без серебра кормил и без платы поил вином и молоком».

 

137. Что такое «вино и молоко»? Какое отношение этого к этому? Но – учит, что «вино» (яин) – это Страх (Пахад), а «молоко» – это Милость (Хэсед). И почему упомянул вино сначала? Из-за того, что более близко к нам. «Вино и молоко» - можно подумать? Но скажем – подобие (дмут) вина и молока (т.е., красное и белое – Ор Агануз). И в заслугу Авраама, который удостоился качества Милости, удостоился Ицхак качества Страха. И поскольку удостоился Ицхак качества Страха, удостоился Яков качества Истины (Эмет), которое – качество Мира (Шалом), и измерил ему Святой, благословен Он, мерой его, как написано (Брейшит, 25:27): «И Яков – человек цельный (иш там), сидящий в шатрах», а «цельный» - это именно «мир», как написано (Дварим, 18:13): «Целостным (тамим) будь с Б-гом Вс-вышним твоим», и [«целостным будь»] переводим мы (на арамейский): «шлим тhэ», и «целостный» - это именно Тора, как сказано (Малахи, 2:6): «Тора Истины (Торат Эмет) была в устах его», - и что написано после этого? «В мире (ба-шалом) и в прямоте шёл со Мной». И прямота (мишор) – это именно «мир», как написано (Теhилим, 28:21): «Целостность (том) и прямота». Поэтому – «когда поднимал Моше руку свою, и усиливался Исраэль» (Шмот, 13:11), учит, что внутри того качества, которое называется «Исраэль», - Тора Истины.  

 

138. И что такое «Тора Истины»? То, что указывает (морэ) на истинность миров, и действие его – в Мысли, и оно устанавливает Десять Речений, благодаря которым стоит мир, и оно – одно из них. И сотворил в человеке, в соответствие с этими Десятью Речениями, десять пальцев рук, и когда Моше поднимал руку свою и направлял в малости намерения сердца к тому качеству, называемому Исраэль, внутри которого – Тора Истины, и намекал Ему десятью пальцами рук своих, что он устанавливает «десять», и если не поможет Исраэлю, не смогут существовать Десять Речений каждый день, поэтому – «и усиливался Исраэль, а когда опускал руку свою, усиливался Амалек». И разве Моше делал так, чтобы усилился Амалек, как написано (там же): «А когда опускал руку свою, усиливался Амалек»? Но [смысл в том, что] запрещено человеку задерживать ладони свои три часа простёртыми в небеса (чтобы не упразднилась материальность полностью, ибо, как сказано у пророка Йешайи, мир «для заселения создан» - Ор Агануз).   

 

139. Спросили его ученики его: «К кому возносят ладони?» Сказал им: «К высоте (ром) небес». Откуда нам [это известно]? Как написано (Хавакук¸3:10): «Подала бездна голос свой, к высоте (ром) руку свою вознесла». Вот выучил ты, что «вознесение ладоней» - именно к высоте небес. И когда есть в Исраэле разумные и знающие тайну Имени Славного (сод hа-Шем hа-нихбад), и возносят ладони (при благословении коhэнов), - сразу получают ответ, как сказано (Йешайа, 58:9): «Тогда воззовёшь, и Б-г ответит», - если «тогда (аз) воззовешь», - «Б-г ответит» сразу. 

 

140. Что такое «тогда» (аз – «алеф-зайин»)? Но – учит, что нет права прочитать «алеф» отдельно, а только посредством двух букв, прилепленных к ней, «сидящих первыми в царстве», и с «алефом» они – трое, и остаются – семь из Десяти Речений, и именно – семь (т.е., гиматрия «зайин»), как написано (Шмот, 15:1): «Тогда (аз – «алеф-зайин») воспоёт Моше» и сыновья Исраэля – тоже.  

141. Что есть Десять Речений? Первое – Корона Высшая (Кетер Эльйон), благословенно и благословлено Имя его и народ Его. И кто народ Его? Исраэль, как написано (Теhилим, 100, 3): «Знайте, что Вс-вышний (Йуд-hэй-вав-hэй) – Он Б-г (Эло-hим), Он сделал меня и для Него («ло», «ламед-алеф») мы, народ Его», - и для «алефа» («ламед» - предлог «для») мы – узнать и познать единственнейшего (ахад ахадим), уединённого (мьюхад) среди всех Имён Его.

 

 

142. Второе – Мудрость (Хохма), как написано (Мишлей (Притчи), 8:22): «Б-г приобрёл меня (указывает на изначальность Мудрости (Хохма), ибо нет приобретения без приобретателя, но и нет приобретателя без приобретения – Ор Агануз) – начало (рейшит) дороги Его, раньше деяний Его от века (ме-аз)», и  начало (рейшит) – это именно Мудрость, как написано (Теhилим, 111:10): «Начало мудрости – страх Б-жий». 

 

143. Третье – источник (махцав – букв.: место высекания из камня) Торы, кладовая Мудрости, источник (махцав) Духа Б-га (Руах Эло-hим). Учит, что высек (хацав) Святой, благословен Он, все буквы Торы и выдолбил (хакак) их посредством Духа, и высек им формы Его, а именно, как написано (Шмуэль-алеф (Первая Книга Шмуэля), 2:2): «И нет Твердыни (цур), как Б-г наш», - нет рисовальщика (цайар), как Б-г наш.

 

144. Третье – это, четвёртое что? Праведность Б-га и воздаяния Его и милости Его (Хасадав) со всем миром, и это – именно правая Святого, благословен Он. 

 

145. Пятое – что? Пятое – Огонь великий Святого, благословен Он, как сказано (Дварим, 18:16): «И огонь великий этот не увижу более и не умру», и это – левая Святого, благословен Он. И что это? Это – хайот святые и срафим святые слева от них и справа от них. Они – приятности высокие до верха (ад лемала), как написано (Коhэлет, 5:7): «И высокие – над ними», и ещё (Йехезкель, 1:18): «И над ними, и высота у них, и страшно им, и спины их полны глаз, вокруг четырёх их», и вокруг Него – ангелы, также вокруг них распростираются ниц и поклоняются и говорят: «Б-г (Йуд-hэй-вав-hэй) – Он Вс-вышний (hа-Эло-hим)!», «Б-г – Он Вс-вышний!».

 

146. Шестое – Престол Славы (Кисэ hа-Кавод), коронованный, обобщаемый (ибо обобщает все три стороны – Ор Агануз), восславленный и блаженный. Он – Дом Мира Грядущего (hа-олам hа-ба), и место его – в Мудрости (ба-Хохма), как написано (Брейшит, 1:3): «И сказал Вс-вышний: «Да будет свет», и был свет».

 

147. И сказал раби Йоханан: «Два света великих были, как сказано (там же): «И был свет», а про обоих сказано: «Что хорош (ки тов)» («тов» от слова «бе-hэтиво эт hа-нерот», - «в улучшении свечей», т.е., «ки тов» - «что светит» - Ор Агануз) . И взял Святой, благословен Он, один и спрятал для праведников на будущее, которое придёт, и это – именно то, что написано (Теhилим, 31:20): «Как множественно Благо Твоё, которое сокрыл Ты для боящихся Тебя, содеял Ты для надеющихся на Тебя перед сынами человека», - учит, что на свет первый не может смотреть никакое творение, как сказано (Брейшит, 1:4): «И увидел Б-г свет, что хорош», и написано (Брейшит, 1:31): «И увидел Б-г всё, что сделал, и вот – хорошо весьма (тов меод)», - увидел Святой, благословен Он, всё, что сделал, и увидел Благо (тов), сияющее (мазhир), блистающее (баhир), и взял (лаках) от того Блага и заключил в нём. Тридцать Два пути Мудрости даны миру этому (ле-олам hа-зэ), и это – именно то, что написано (Мишлей, 4:2): «Что приобретение  Блага (лэках тов) дал Я вам, Тору Мою не оставляйте», - следует сказать, что это – тайники Устной Торы (учения мудрецов), и сказал Святой, благословен Он: «Если соблюдёте меру эту в мире этом, ведь эта мера считается заключённой в мире этом, и она – Устная Тора, удостоитесь жизни в мире будущем, который – Благо, спрятанное для праведников. И что это? Мощь (Оз) Святого, благословен Он, как написано (Хавакук, 3:4): «И свечение (ве-нога) – как свет будет», - в будущем свечение, которое взято из света первого, будет как свет, если осуществят сыновья Тору и заповеди, «которые написал Я, чтобы научить их» (Шмот, 24:12), как написано (Мишлей, 1:1): «Слушай, сын мой, наставление отца твоего (Письменную Тору – Ор Агануз) и не оставляй Торы матери твоей (Устную Тору – Ор Агануз)».

 

 

148. И написано (Хавакук, там же): «Лучи от руки его у него, и там тайник мощи Его». Что такое «тайник мощи Его (хэвьйон узо)»? Но – это тот свет, который спрятал и утаил, как сказано (Теhилим, 31:20): «Которое сокрыл Ты для боящихся Тебя», и это – что осталось нам (там же): «Содеял Ты для надеющихся (хосим) на Тебя», - те, что укрываются (хосим) в тени Твоей в мире этом, и соблюдают Тору Твою, и осуществляют заповеди Твои, и освящают Имя Твоё великое и объединяют в тайне и в открытости, как сказано (там же): «Перед сынами человека».

 

 

149. Сказал раби Рхумай: «Учит, что это – свет для евреев». «И Тора Устная – свет? А ведь написано (Мишлей, 6:3): «Ибо свеча – заповедь, а Тора – свет», и говорим мы, что «свеча – это заповедь», а «заповедь» – это Тора Устная, а «свет» – это Тора Письменная!». «Но – поскольку благодаря маслу, которое в свече, существует свет (ведь если  бы не изучил Торы Устной, как бы смог исполнять Письменную, она бы была скрыта – Ор Агануз), называет её «свет». На что это похоже? На комнату, скрытую в конце дома. Несмотря на то что – день и свет большой в мире, нет человека, видящего в этой комнате, если не принесёт туда свечу. Так – Тора Письменная: несмотря на то, что она – свет, нуждается она в Устной Торе – разрешать трудности её и прояснять тайны её».  

 

 

150. Сказал раби Рхумай: «Что означает написанное (Мишлей (Притчи), 6:23): «И дорога жизни (дерех хаим) – назидания нравственные (тохахот мусар)»? Учит, что всякому, постоянно изучающему Деяние Творения (Маасэ Брейшит) и Деяние Колесницы (Маасэ Меркава) невозможно не споткнуться, как сказано (Йешайа, 3:6): «И преткновение это – под рукой твоей», - вещи, в которых человеку невозможно устоять, если он в них не спотыкался. А Тора говорит назидания нравственные (тохахот мусар). Но, в действительности, [слушающий назидания] удостаивается дороги жизни (дерех хаим).  Поэтому, тот, кто желает удостоиться дороги жизни, вытерпит назидания нравственные.