Моше Шломо Слуцкер

Терроризм: Чего ожидать дальше?

 

Среди многочисленных сценариев развития человечества, предлагавшихся в течение последних нескольких десятков лет крупнейшими футурологами, текущий вариант разрушения мирового порядка отсутствовал.

Казалось бы, никто не предвидел реализацию возможного кризиса путем дестабилизации крупнейших субъектов мировой политико-экономической системы за счет парализующих волю правителей и сеющих ужас среди населения террористических атак.

Уже можно констатировать, что мир прямо на наших глазах втянулся в новую эру – эру всеобщего разрушения привычных представлений о безопасности, спокойствии и незыблемости этических «цивилизационных» устоев.

Одинаково небезопасными являются сегодня столицы крупнейших государств, провинциальные города, страны Запада и Ближнего Востока. В глазах обывателя безопасный мир резко сократился. И скоро может исчезнуть совсем.

 

Государства, ставшие объектами террористических атак, предпринимают лихорадочные усилия по реорганизации систем национальной безопасности, и т.н. контртеррористическим мерам. Добьются ли они успеха?

 

Ответ на любой вопрос, связанный с анализом террористической угрозы миру, и особенно с прогнозами развития этой угрозы, неизбежно сведется к анализу генезиса современной формы терроризма. Т.е. фактически к вопросу «почему?».

 

Ответ на этот вопрос, по нашему мнению, следует искать в осмыслении текущей фазы процесса развития человечества. Фазы, которую можно охарактеризовать как кризисную. Причем наблюдаемый нами кризис не имеет исторических аналогов, и не может поэтому анализироваться на базе соответствующих исторических прецедентов.

Результатом разрешения каждого из прошлых кризисов являлся переход цивилизации к новой ступени техногенного развития.

Судя по всему, результатом разрешения текущего, набирающего силу мирового кризиса, должен стать фазовый переход человечества на принципиально иной уровень духовности, этики взаимоотношений человека, общества и окружающего его мироздания.

 

Отметим несколько беспрецедентных моментов, присущих сегодняшней кризисной ситуации.

Видимой дестабилизирующей (атакующей) стороной являются исламские радикальные организации, представляющие из себя надгосударственные образования, действующие на основании собственных внутренних представлений об этических (духовных) ценностях.

Объектами террористических атак служат государства, не разделяющие систему духовных ценностей террористов или поддерживающие ее (системы) прямых оппонентов (Израиль).

Целями террористов могут быть как христианские страны, так и исламские режимы, союзные западной «светской, технократической» цивилизации (террористические атаки в Турции, Саудовской Аравии и пр.).

Идеологическим центром кризиса, точкой его духовного «заряда» является Ближний Восток, арабо-израильский конфликт. Можно даже географически идентифицировать точку наивысшей кризисной напряженности – Иерусалим. Место, где родились и откуда распространились все три мировых монотеистических религии – иудаизм, христианство и ислам. Не наводит на размышления?

Страны, которые являются целями для террористических атак, в большинстве своем – лидирующие представители т.н. западного или техногенного пути развития. С точки зрения обывателя – это места комфортного проживания, мировые лидеры общества потребления – США, Европейское сообщество, Саудовская Аравия.

 

Сопоставляя вышеприведенные данные, мы неизбежно придем к выводу о взаимосвязи фактически уже идущей мировой террористической войны и общего кризиса современной цивилизации, существование и развитие которого констатируют крупнейшие ученые в различных сферах познания.

Суть этого кризиса абсолютно точно выразил директор Института философии РАН, академик Степин. В соответствии с его оценкой, внутреннее содержание кризиса генерируется необходимостью принципиально иного подхода к осмыслению места и роли этической платформы цивилизации, как к принципиальному фактору, определяющему будущее человечества. Иначе говоря, для продолжения успешного развития цивилизации необходима новая нравственная, этическая система, объединяющая все человечество.

Экстраполируя такой подход к оценке перспектив развития мирового сообщества, можно внести еще более глубокое определение. Внутренняя позитивная энергия новой этики будет определять развитие человеческой цивилизации и, скорее всего, уже воздействует на него.

В новой (самой старой) системе научных взглядов человек и человечество в целом представляют из себя объекты общей структуры мироздания, неразрывно связанные с этой структурой и взаимовлияющие друг на друга.

 

В этом свете террористическая война, объявленная Западу и представляющаяся правительствам и населению некоей неожиданной напастью, на самом деле имеет ясный и четко определяемый генезис.

Причиной этой войны является общее этическое состояние мировой цивилизации и необходимость ее срочной трансформации.

Отсутствие духовного заряда в западной цивилизации, ее лозунг постоянного наращивания потребления делает эту цивилизацию неприемлемой с позиции радикального ислама, несущего в себе мощный «контр-потенциал» абстрактных духовных ценностей.

Более того, подняв на свои знамена принцип потребления как таковой, Запад в этой войне имеет априорную позицию защищающейся стороны, которая в основном обороняет привычный ей уровень жизни. В идеологии Запада отсутствует наступательная позиция, которую ему может обеспечить только более высокий уровень духовности.

 

Из вышесказанного следует ряд важных выводов относительно возможного дальнейшего развития ситуации.

Прежде всего, следует прогнозировать расширение масштабов террористических акций в отношении стран Западной Европы и США.

Различные мероприятия, связанные с ужесточением режима контр-террористических действий будут играть вспомогательную роль и не принесут ощущение безопасности населению.

Общая ситуация в мире будет характеризоваться дальнейшей дестабилизацией в различных регионах мира от Северной Америки до Евразии.

Еще более резко обострится обстановка на Ближнем Востоке, являющимся духовным центром мирового кризиса.

 

Выход из этого кризиса вряд ли может быть найден в организации системы военно-политических мероприятий со стороны наиболее развитых в экономическом плане государств или их объединений (G-8, ЕС, НАТО, и пр.). Т.к. сами эти объединения являются формой, не наполненной каким – либо новым духовным содержанием.

Более того, исходя из анализа внутренней энергетики развивающегося процесса, следует предвидеть расширение того явления, которое мы наблюдаем в результате террористической атаки на Испанию. Это явление – фактическое принятие условий террористов правительством и большинством населения страны, продиктованное желанием сохранить комфортный привычный уклад жизни. Кстати, со схожих позиций охарактеризовал происходящее в Испании в своем недавнем выступлении в Сочи В.В. Путин.

Прогнозируя дальнейшее развитие событий, мы должны понимать, что, как говорят математики, «в пределе» испанский сценарий может распространиться на большинство стран т.н. антитеррористической коалиции и, прежде всего – Европы. Как следствие этого процесса будут нарастать и антиизраильские настроения европейских государств, отражающие раздражение позицией Израиля, который в их глазах будет играть роль постоянно озлобляющей террористов стороны.

 

Впрочем, начало масштабного развития всех этих процессов мы наблюдаем уже сейчас. В том числе в виде заявлений ведущих европейских политиков. Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Х. Солана видит внутреннюю причину терроризма в «неудовлетворенности своим положением» террористов, призывает проанализировать их требования «и если они справедливы, если есть возможность проявить о них (террористах) заботу, ее надо проявить» («Известия» 29.03.04).

 

В последнее время все большее количество аналитиков, философов и ученых склоняются к мысли, что во всем процессе цивилизационного развития, в который вовлечено человечество, угадывается высшая направляющая воля. Несмотря на отчаянные попытки государств и правительств привести мир к устойчивому состоянию, исходя из их понимания полной взаимозависимости государств и народов, будто высшая воля и рок нависли над миром и не позволяют человечеству обуздать свои самые низменные побуждения.

С этой точки зрения развивающийся кризис надо рассматривать как воздействие на человечество, которое должно принудить его к быстрым и эффективным внутренним изменениям в сторону формирования новой нравственно-этической платформы его будущего развития.

 

Совершенно особая роль принадлежит в разыгрывающейся мировой драме России. Занимая уникальное географическое положение, физически соединяя Европу и Азию, она точно также служит территорией, на которой в течение тысячелетий происходил синтез восточных и западных идеологий, притирка и взаимопроникновение культур и религий.

России с ее национальным менталитетом, с историческим приоритетом духовных ценностей в оценке многих исторических источников предстоит стать центром нового этического понимания мироздания.

Судя по всему, в течение ближайших лет нам предстоит увидеть, как из сплава древнейших мировоззренческих систем и современного научного опыта родится новый нравственно-этический базис, в распространении которого по всему миру и будет содержаться достойный ответ духовной энергии мирового терроризма.