Моше Шломо Слуцкер

КАББАЛА И ИУДАИЗМ

 

С точки зрения истинного каббалиста, название этой статьи представляется абсолютно бессмысленным. Т.к. для него оно звучит как тавтологическое повторение одного и того же слова.

Однако наиболее регулярно задаваемые вопросы касаются именно связи Каббалы и традиционного иудаизма. Каббала зачастую представляется как некое отделенное от религиозных традиций и обязанностей учение, само по себе дающее человеку всю необходимую информацию о нем самом и об окружающем его мире.

Некоторые лже-адепты Каббалы сознательно разрывают единую ткань постижения смысла Творения и необходимых действий человека, пытаясь придумать и внедрить в сознание своих учеников собственную, отличную от целей Создателя этику.

Другие делают то же самое из непонимания или страха отпугнуть возможных «клиентов» их т.н. «каббалистических» школ.

Соединяясь с постоянно возрастающим интересом к Каббале, эти «гуру» способствуют все более распространяющемуся мнению о возможности духовного роста путем изучения некоей якобы существующей отдельно «науки» Каббала или сочетания чтения каббалистических текстов с медитативными упражнениями.

К сожалению, с другой стороны, масло в огонь непонимания нераздельности иудаизма в его галахическом осознании и Каббалы подливают и некоторые представители традиционного иудаизма.

Хотя для великих каббалистов прошлого, признаваемых этими же представителями в качестве безусловных авторитетов, этот вопрос никогда не существовал.

Виленский Гаон, например, неоднократно подчёркивал невозможность «частичного понимания» Торы: пока человек не осознаёт тайный смысл (Сод), он не может ясно представить даже самое простое толкование (Пшат). Все уровни постижения Торы неразрывны.

А Бааль Сулам (Й. Ашлаг) в предисловии к своему фундаментальному труду «Талмуд Эсэр а Сфирот» пишет (п.24), что постижение Каббалы обязательно должно сопровождаться изучением галахических книг в объеме, необходимом для точного исполнения всех законов.

 

Постоянно приходится сталкиваться с демонстрацией поверхностного толкования талмудических текстов, касающихся изучения Каббалы, требующих глубокого внутреннего проникновения.

Типичным примером подобных разъяснений являются утверждения, что перед изучением Каббалы человек обязан предварительно освоить все имеющиеся талмудические первоисточники, и только затем приступить к «сладкому».

Или: перед тем, как начать понимать внутренний (каббалистический) смысл соблюдения заповедей, надо сначала заставить себя выполнять их в действии.

Каббалу можно изучать только по достижении возраста в сорок лет и т.п.

Думаю, что на последних, наиболее часто используемых «постулатах», стоит остановиться подробнее.

Кроме того, мы должны сегодня думать о том, как повернуть современного молодого человека, светского еврея (и гера!) к Торе.

Этот молодой человек – в среднем, самостоятельный, амбициозный и имеющий персональную внутреннюю систему ценностей член современного общества.

Практически, авторы вышеприведенных, ограничивающих занятия Каббалой заявлений, призывают такую самостоятельную индивидуальность к кардинальному изменению его реальности.

Он должен прекратить привычные развлечения, отказаться полностью или частично от нравящихся ему привычек, развлечений, еды, распорядка дня и т.д. Без глубокой внутренней убежденности в необходимости всех этих самоограничений никаких усилий от такого молодого человека в правильном направлении ждать нельзя. Ведь он, как правило, не получил традиционного еврейского образования и, зачастую, вырос и воспитан в семье, не имеющей религиозных корней.

В этом кроется различие еврейской среды, которая в прошлом питала иудаизм за счет традиционного воспитания, и сегодняшним днем, когда обогащенные тысячами лет исправляющих «гильгулим», души современных людей требуют сначала осознания внутреннего смысла учения, а уже потом приходят к пониманию необходимости выполнения заповедей.

И это – явный признак прихода времени Машиаха, о котором так ясно объявил последний Любавический Ребе, и которому противоречат сегодня вышеприведенные высказывания некоторых раввинов, считающих себя Его последователями.

Только раскрытие истинной структуры мироздания, недоступной в комментариях уровня «пшат» и «ремез», может ответить на вопросы наших современников.

Виленский Гаон утверждал, что «Спасение придёт благодаря изучению «Зоара», и что «тот, кто мог постигать тайны Торы и не старался их постигать, наказывается наказаниями тяжкими, не дай Б-г» (Эвен Шлема).

Ослепительная, сияющая картина Замысла Творца и структуры Мироздания, скрытая в текстах Торы, «Бахира», «Зоара», произведениях великих каббалистов полностью меняет привычное представление об обязанностях по выполнению Законов Торы, как о непонятных (с точки зрения т.н. «здравого смысла»), а потому - якобы «скучных и тяжелых», которое отталкивает людей от истинного иудаизма.

Изучение Каббалы, если оно происходит в истинном направлении, по истечении короткого времени приводит человека к осознанию необходимости соответствия и гармонии всего того, что находится в уровне нашего мира, с тем, кто является Высшим управляющим началом. И, в первую очередь, к тому, что желания и поступки самого человека являются определяющими для достижения этой гармонии.

Таким образом, постижение смысла мироздания, внутреннего содержания Торы обязательным образом должно сочетаться с осознанным и все более глубоким исполнением Законов Торы, в том числе и в их галахическом трактовании. Более того, следование Торе становится насущной необходимостью каждого, чьей целью является Ее постижение.

Именно с этим связаны часто повторяемые и также часто плохо понимаемые слова о том, что после прихода Машиаха исчезнут запреты.

Прежде всего, необходимо осознавать, что Галаха как таковая, перестанет существовать в виде постоянно действующего свода обязательных правил, только после проявления Машиаха Бен Давид. Что же касается Времени Машиаха в целом, то понимать вышеприведенные, плохо понимаемые утверждения надо так, что запреты и обязательные заповеди, установленные Торой отнюдь не исчезнут, однако постепенно они перестанут восприниматься самим человеком как обязанности. Но будут носить совершенно естественный характер, т.е. станут частью внутреннего естества самого человека и, таким образом, исчезнут как ощущаемое им внешнее.

Ведь не думаем же мы, наслаждаясь вкусом пищи о том, как работают в это время наши вкусовые рецепторы и центральная нервная система!

Однако до достижения полного исправления нам предстоит пройти еще очень трудный путь. И идя по нему, мы обязаны понимать и разъяснять всем, кого интересует Каббала, что не существует отдельного предмета изучения с таким названием. Существует иудаизм – единая дорога, указанная Творцом и приводящая к цели Творения только в соединении постижения внутреннего смысла Торы и исполнения требований Торы в действии.