ד״סב
Sefer ha Bahir
1. Сказал раби Нехуния Бен hа-Кана: «Стих один (Иов,
37:21) говорит: «И теперь не увидят свет сияния (ор баhир), который в небесах (ба-шхаким)», а стих
другой говорит (Теhилим (Псалмы), 18:12): «Установил тьму тайной Его,
и также облако и туман вокруг Него». Это – [логическая] трудность. Пришёл стих
третий (Теhилим
97:2) и разрешил [противоречие] между ними: «Также тьма не темна для Тебя и
ночь, как день засветит», - как тьма, так и свет».
2. Сказал раби Берахья: «Что
означает написанное (Брейшит, 1:2): «И земля была пуста и хаотична (тоhу ва-воhу)»
(ведь «тоhу» и «воhу»
противоположны – Гаон)? Что слышится из [слова] «была» (hайта)?
Что уже была. И что такое «тоhу»? Вещь,
изумляющая (hа-матhэ) сынов человеческих. И что такое «воhу»?
Была - «тоhу», а стала - «воhу». И что такое «воhу»? Вещь, в которой
есть действительное (мамаш), как написано «воhу», - «бо hу» («в нём оно»).
3. И почему начал Тору с «Бет»?
Поскольку начал благословение (браха). И откуда известно, что Тора называется Браха?
Ибо сказано (Дварим, 33:23): «И наполнен благословением Б-га, запад (ям) и юг
унаследовал», и море (ям) – это именно Тора, как сказано (Иов, 11:9): «И шире
моря». И что означает «И наполнен благословением Б-га»? Всякое место, где сказан
«Бет», - это язык благословения (лашон браха), как то,
что сказано: «В начале (бе-рейшит)», а «начало» (рейшит) – это именно Мудрость
(хохма), как сказано (Теhилим 111:10): «И
начало мудрости – страх Б-жий», и Мудрость – это именно благословение (браха),
как сказано (Млахим-алеф (Книга Царей первая), 2:45): «И благословил Б-г
Шломо», и написано (Млахим-алеф, 5-26): «И Б-г дал мудрость Шломо». Сравнение
(машаль) с царём, который выдал дочь свою за сына своего, и дал её ему на
свадьбе и сказал: «Делай с ней то, что хочешь».
4. И почему та «Браха» - от слова
«барух» (благословен)? Может быть, - от слова «берех»
(колено)? Как написано (Йишайа, 45:23): «Ибо предо Мной приклонится всякое
колено», а [значит, «Браха» - это] то
место, где всякое колено приклоняется. На что это похоже? На желающих видеть
лицо царя и не знающих, где царь и где дом его. Спрашивают сначала, где дом
царя, а потом спрашивают, где царь. Поэтому [написано]: «Ибо предо Мной преклонится всякое колено» - и даже высшие, и [написано далее] - «поклянётся всякий язык».
5. Сел раби Рхумай и разъяснил:
«Что означает написанное: «И наполнен благословением Б-га, запад (ям) и юг
унаследовал»? Что во всяком месте «Бет» - от слова «барух» (благословен), ибо
он наполнен, как сказано: «И наполнен благословением
Б-га». И оттуда – поит (машкэ) нуждающихся. И что означает «наполнен»?
Объяснение: от «наполненного» взял совет сначала. На что это похоже? На царя,
который хотел построить дворец из скал могучих. Скалывал вершины и обтёсывал
скалы, и вышел для него большой источник воды – воды живой (маим хаим). Сказал
Царь: «Поскольку есть у меня воды текущие, посажу сад и наслажусь им – я и весь
мир», и об этом написано (Мишлей (Притчи), 8:30): «И буду около Него воспитана,
и буду в наслаждениях день за днём, веселиться перед Ним во всякое время».
Сказала Тора: «Две тысячи лет была я за Его пазухой наслаждением, как сказано:
«День за днём (йом йом)», а день Вс-вышнего – тысяча лет, как сказано (Теhилим 90:4): «Ибо тысяча лет в глазах Твоих – как день вчерашний, который прошёл». Отсюда и далее
– временами, как сказано «во всякое время». А остальное (время) – для мира, как
сказано (Йишайа, 48:9): «Хвалу Мою выдохну для тебя». И что такое «хвалу Мою»?
Как написано (Теhилим 145:1): «Хвала для Давида: превознесу
Тебя». Что такое «Хвала»? Из-за того, что [написано] «превознесу Тебя». И что
такое «вознесённость» (ромемут)? Из-за того, что [написано далее] «благословлю Имя Твоё во
веки веков».
6. Что такое «благословение»
(браха)? На что это похоже? На царя, который посадил деревья в саду своём, и,
несмотря на то, что выпадают дожди и поят постоянно, и также почва влажная и
поит постоянно, должен он поливать их из источника, как сказано (Теhилим 111:10): «Начало мудрости – страх
Б-жий, разум благой – для всех исполняющих их». Тогда скажешь, что нет ни в чём
недостатка, ведь сказано (там же): «И хвала Его пребудет вовеки».
7. Сел раби Аморай и разъяснил:
«Что означает написанное: «И наполнен благословением Б-га, запад (ям) и юг (ве-даром) унаследовал»? Так сказал Моше: «Если пойдёшь по
законам Его – унаследуешь мир этот и мир будущий». Мир будущий, который подобен
морю (ям), как сказано: «И шире моря», и мир этот, подобный югу (даром), как
сказано (Йеошуа, 15:19): «И в землю южную (нэгев) поместил Ты меня» и переводим
мы (на арамейский): «И в землю южную (арэй ара
дарома)».
8.
И ещё: почему добавил Святой, благословен Он, к имени Авраама букву «hэй» - более чем остальные буквы? Чтобы удостоились все
органы человека жизни в мире будущем, подобном морю, как будто бы с Ним
сравнивается строение (биньян), как написано (Брейшит, 9:6): «Ибо по образу
Б-га сделал человека», а Авраам - по гиматрии 248 (рамах),
как и число человеческих органов.
9.
Что означает написанное (Дварим, 33:23): «унаследовал» (йераша)? «Наследуй»
(реш) – следовало ему сказать! Но [смысл в том, что]
даже Святого, благословен Он, - в том числе [наследует].
Именно – «Наследуй Б-га (Йуд-hэй)» («йераша» читается как «реш Йуд-hэй»). На
что это похоже? На царя, у которого было два хранилища, и одно из них –
спрятал. В конце дней сказал сыну своему: «Возьми то, что есть в двух
хранилищах этих». Сказал сын: «Может быть, не даст мне то, что спрятал?» Сказал
ему: «Бери всё». Это именно то, что написано: «Запад (ям) и юг унаследуешь», -
«наследуй Йуд-hэй»,
и будет дано тебе всё, только бы придерживался ты дороги Моей.
10.
Сказал раби Бун: «Что означает написанное (Мишлей, 8:23): «От века помазан я,
от начала, от предшествовавшего земле»? Что означает
«от века» (ме-олам)? Что нужно скрывать это (леhаалимо) от всего мира. Как написано (Коhэлет (Экклезиаст), 3:11): «Также мир (hа-олам) вложил в сердца их», читай не «мир» (hа-олам), а «сокрытие» (hа-элем). Сказала Тора: «Мне предстояло быть началом (рош) мира, как
сказано: «От века помазан я, от начала (ме-рош)»». И если скажешь – может быть,
земля предшествовала ей? Учение говорит: «от предшествовавшего
земле», как то, что сказано (Брейшит, 1:1): «В начале сотворил Б-г небо и
землю». Что означает «сотворил» (бара)? Сотворил все нужды всего, и потом [написано] «Б-г» (Эло-hим). И что написано затем? «Небо и землю».
11.
Что такое (Коhэлет, 7:14): «Тоже это против этого сделал Б-г»? Создал «боhу» - и
дал место ему в мире (ба-шалом) и создал «тоhу», и дал
ему место во зле (бе-ра). «Боhу» – в мире, как
сказано (Иов, 25:2): «Делает мир в высоте Его». Это учит, что Михаэль – правый
министр Святого, благословен Он, вода и град, и Гавриэль – левый министр
Святого, благословен Он, огонь, и министр мира (шалом)
– между ними решает (махриа), это именно то, что написано: «Делает мир в высоте
Его».
12.
И откуда [известно], что «тоhу» - во зле? Как написано (Йишайа, 45:7): «Делает мир и
создаёт зло». Каким это образом? Зло (ра) – из «тоhу», а мир (шалом) – из «воhу».
13.
И ещё сел раби Бун и разъяснил: «Что означает написанное (Йешайа, 45:7):
«Создаёт свет (йоцер ор) и творит тьму (борэ хошех)»? О
свете, в котором есть действительное (мамаш), написано «создание» (йецира); о
тьме, в которой нет действительного, написано «творение» (брия), как то, что
сказано (Амос, 4:13): «Создающий горы и
творящий ветер». И если нужно (объяснить иначе), скажи: свет, в котором
есть бытие (hавайа),
как написано (Брейшит, 1:3): «И сказал Б-г: да будет (йеhи) свет», и бытие – только
посредством действия (асия), называет его «создание» (йецира); тьма, в которой нет
действия (асия), а только отделение и
разделение, называет её «творением» (брия), - так, как говорят:
выздоровел (hиври)
некто.
14.
Почему [буква] Бет закрыта со всех сторон и открыта спереди? Научить тебя, что
это – дом (баит) для мира. И [это] именно то, что Святой, благословен Он, -
место для мира, а не мир – место Его. И читай не «Бет», а «Баит». Это то, что
написано (Притчи, 24:3): «Мудростью (бе-хохма) построится дом, и разумением
обоснуется».
15. И на что Бет похожа? На человека, который создан мудростью (бе-хохма),
который закрыт со всех сторон, и открыт спереди, а [буква] Алеф открыта
сзади. [Это так,] чтобы
сказать: это хвост [буквы] Бет, который открыт назад, и что если бы было не
так, не смог бы человек существовать. Также – если бы не Бет в хвосте Алефа,
мир не смог бы существовать.
16. Сказал раби
Рхумай: «Свет предшествовал миру, поскольку облако и туман вокруг Него, как
сказано (Брейшит, 1:3): «И сказал Б-г: «Да будет свет», и был свет»». Сказали
ему: «Перед созданием Исраэля, сына Твоего, сделаешь
ему венец (атара)?» Сказал им: «Да. На что это похоже? На царя, который
страстно любил сына, и нашёл корону прекрасную, славную и хвалёную,
возрадовался и сказал: «Это для сына моего, ибо ему подходит»». Сказали ему: «А
знает ли он, что сын его достоин?» Сказал: «Замолчите. Так поднялось в Мысль и
узналось, как сказано (Шмуэль-бет (Вторая Книга пророка Шмуэля), 14:14): «И
думал мысли, чтобы не был отвержен от него отверженный»».
17. Сел раби
Аморай и разъяснил: «Почему Алеф – в начале (ба-рош)? Потому что она была
раньше всего, и даже – Торы».
18. Почему
[буква] Бет близка ей? Потому что она была вначале. И почему есть у неё хвост?
Показать, из какого места появилась. И есть говорящие,
что оттуда осуществился мир.
19. Почему Гимел
третья? Чтобы показать, что она – воздаёт (гомелет) милости (хасадим). Но разве
не сказал раби Акива: «Почему Гимел третья? Потому что взрослеет (гомелет),
возвеличивается и осуществляется, как то, что сказано
(Брейшит, 21:8): «И вырос ребёнок и повзрослел (ва-йигамаль)»? Сказал им: «Это
и есть слова мои: ибо он растёт и воздаёт милость пребывающему
с ним и воспитанному у него».
20. И почему
есть хвост снизу у Гимел? Сказал им: «Голова есть у Гимела сверху
и он похож на трубу. Как труба та – втягивает сверху и выплёскивает вниз, так и
Гимел втягивает через голову и выплёскивает через хвост, и именно [таков]
Гимел».
21. Сказал Раби Йоханан: «Во
второй [день] созданы ангелы, как
написано (Теhилим
(Псалмы) 104:3): «Покрывающий водой (ба-маим) выси Его», и написано (там же,
104:4): «Делает ангелов Его духами (рухот), служителей Его – огнём
пылающим»». Раби Ханина сказал: «В пятый
день созданы ангелы, как написано (Брейшит, 1:20): «И птица, летающая на
земле»». И сказал раби Левитас бен Таврус: «Все признают
и признаёт раби Йоханан, что воды уже были, а во второй [день] – «Покрывающий водой выси Его». И что
[ещё]? «Делающий облака колесницей Его» (там же, 104:3)? И что [ещё]? «Идущий на крыльях ветра (аль канфей руах)» (там же, 104:3).
Но посланники не были созданы до дня пятого.
22. Все согласны с тем, что [ангелы] не были созданы в первый день,
чтобы не сказали: Михаэль натягивал на юге небес, Гавриэль – на севере, а
Святой, благословен Он, расправлял в середине, но [написано] (Йешайа, 44:24):
«Я, Б-г, делающий всё, распростирающий небеса в одиночестве и расстилающий
землю от Себя (ме-ити)». «Кто со Мной?» («ми ити?») написано. «Я – Тот, Кто посадил это дерево, чтобы наслаждался им весь мир, и
расстелил с его помощью всё, и дал ему имя «Всё» (коль), ибо всё зависит от
него и всё исходит от него, и все нуждаются в нём, и все вглядываются в него, и
все ждут его, и оттуда вспархивают души (hа-нешамот)
в радости. В одиночестве был Я, когда сделал его, и не
возвеличится перед ним ангел, говоря: «Я раньше тебя», ибо даже во время, когда
расстелил Я землю Мою, в которой посадил и укоренил Я дерево это, и радовался Я
вместе [с ним], - кто был со Мной?»
23. Сказал Раби Рхумай: «Из твоих
слов выучим, что нужное (цорэх) мира этого создал Святой, благословен Он, раньше
небес». Сказал ему: «Да. На что это похоже? На царя, который захотел посадить
дерево в саду своём. Проверил весь сад,
чтобы узнать, есть ли там источник, источающий воды, чтобы установить его, и не
нашёл. Сказал: «Выкопаю воды, и выведу источник, чтобы смогло существовать
дерево». Выкопал и вывел источник, источающий воды живые (маим хаим), и после
этого посадил дерево. И [оно] стояло
и приносило плоды, и преуспело в укоренении своём, ибо поил его постоянно из
источника».
24. Сказал Раби Янай: «Земля была
создана раньше небес», как сказано (Брейшит, 2:4): «…землю и небеса». Сказали
ему: «А ведь написано (Брейшит 1:1): «…небеса и землю». Сказал им: «На что это
похоже? На царя, который купил изделие красивое, и [оно] не было завершённым, и не назвал его именем. Сказал: «Завершу его, и
справлю подставку его (кано) и крепление его (хибуро), и тогда назову его
именем». И это – то, что написано (Теhилим, 102:26): «Изначально землю основал Ты», а
потом [написано] – «И деяние рук Твоих – небеса». И
говорит (там же, 104:2): «Окутывается светом, как одеянием, распростирает
небеса, как полотно, покрывающий водами выси Его и т.д.». И говорит (там же,
104:4): «Делает ангелов Его духами, служителей Его – огнём пылающим». И после
этого (там же, 104:5): «Основал землю на подставке её, чтобы не поколебалась
вовеки веков (олам ва-эд)». Когда
справил ей подставку (махон), тогда усилил её, как сказано: «Чтобы не
поколебалась», и каково имя её? «Ва-эд» – имя её, и подставка её – «Олам».
Именно [это] – «Вовеки веков (олам ва-эд)».
и не дал ей имяй вещь красивую, и о постоянно
поилм хаим)нил Я (ме-ити)"
25. Сказал Раби Берахья: «Что
означает написанное (Брейшит, 1:3): «И сказал Б-г: «Да будет свет», и будет
свет (ви-hи ор)»,
а не «и был свет» (ве-hайа ор)?
Сравнение с царём, у которого было изделие красивое и
прятал его пока не приготовил ему место, и не поместил его там. И это – то, что
написано: «Да будет свет, и будет свет», - [тот], что уже был.
26. Сказал Раби Аморай: «Что
означает написанное (Шмот, 15:3): «Б-г – муж войны (иш милхама)»? Сказал ему
Мар Рхумай Бе-Раби: «Пусть не беспокоят тебя вещи, которые просты для тебя.
Послушай меня и растолкую тебе». Сказал ему: «На что это похоже? На царя, у
которого были жилища красивые, и дал имя каждому из них, и все они – одно лучше
другого. Сказал: «Дам сыну моему жилище это, имя которого Алеф. Но также и это
– хорошее, имя которого Йуд, также и это – хорошее, имя которого Шин». Что
сделал? Собрал все три и сделал из них Имя одно, и сделал из них дом один».
Сказал ему: «До каких пор ты будешь скрывать слова свои?» Сказал ему: «Сын мой!
Алеф – голова (рош), «Йуд» - вторая
после неё, «Шин» - обобщает весь мир. И почему «Шин» обобщает весь мир? Потому
что написано с его помощью [слово] «Тшува»
(возвращение)».
27. Спросили ученики его: «что
такое [буква] Далет?» Сказал им: «На
что это похоже? На десять царей, которые были в месте одном. И все они богачи.
А один из них – богач, но не как остальные. Несмотря на то, что богатство его
большое, «бедняком» называется по сравнению с богачами.
28. Сказали ему: «Что такое hэй?» Разгневался и
сказал: «Не говорил ли я вам: не спрашивайте о вещи последней, а потом – о
первой?!» Сказали ему: «Но ведь [буква] hэй последней (т.е., после
далет) написана!» Сказал им: «Достойно было написать «гимел, hэй». И из-за чего
написано «гимел, далет»? Из-за того, что нужно было ему написать «далет, hэй»». И из-за чего
написано «гимел, далет»? Сказал им: «Подменяются: «гимел» в голове его,
[поставленный] вместо «далет», - вместо «hэй» (высшей – «Ор Агануз»); «далет» в
окончании его – вместо «hэй» (низшей -
«Ор Агануз»).
29. Что такое «hэй»? Сказал: «hэй
нижняя и hэй верхняя».
30. Сказали ему: «Что такое
«вав»?» Сказал им: «Шестью концами запечатан мир». Сказали ему: «А разве «вав» не один?» Сказал им: «А разве не написано (Теhилим
(Псалмы), 104, 2): «Простирающий свет, как одеяние» (у «вав», как у одеяния,
шесть концов: верх, низ и четыре направления – Ор Агануз)»?
31. Сказал раби Аморай: «Райский
Сад (Ган Эден) – где он?». Сказал ему: «На земле (ба-арец)».
32.
Разъяснил раби Ишмаэль раби Акиве: «Что означает написанное (Брейшит, 1:1):
«…небо (эт hа-шамаим)
и землю (ве-эт hа-арец)»? Если бы
не было сказано «эт», мы бы сказали, что небо и земля – это божества». Сказал
ему: «Клянусь службой Создателю, что ты прикоснулся (к тайне – Ор Агануз),
но не разъяснил! Верно сказал ты, но «эт» [нужно,
чтобы] прибавить солнце, луну, звёзды и созвездия, а «ве-эт» - прибавить
деревья, травы и райский сад».
33.
Сказали ему: «Но ведь написано: «Сбросил с неба на землю великолепие (Тифэрет)
Израиля»! Если так, значит – пали! (райский сад, если он на земле, срублен и
испорчен – Ор Агануз)» Сказал им: «Если читали вы, значит, не повторили
вы дважды; если повторили дважды, значит, не повторили трижды. На что это
похоже? На царя, у которого была корона (атара) прекрасная, мантия прекрасная
на плечах. Пришло к нему известие злое – сбросил корону с головы своей и мантию
- от лица своего (но они не испорчены – Ор Агануз)».
34.
Они спросили его: «Из-за чего Хет – форма входа (цурат петах), а огласовка ее –
«патах» малый?» Сказал им: «Потому что все направления
(рухот) закрыты, кроме стороны севера, которая открыта для блага и для зла».
Сказали ему: «Для блага? Но ведь написано (Йехезкель, 1:4): «И вот ветер бурный
приходит с севера, облако большое и огонь клубящийся», и огонь (эш) – это
именно горение гнева (харон аф), как написано (Ваикра, 10:2): «И вышел огонь от
Лица Вс-вышнего, и пожрал их, и они умерли»!». Сказал им: «Это не трудность!
Тут – о времени, когда евреи исполняют Волю Вс-вышнего, а тут – о времени,
когда евреи не исполняют Волю Его. Во время, когда евреи не исполняют Волю Его,
огонь близок, а во время, когда евреи исполняют Волю Его, качество милосердия
спускается (митгалгелет) и окружает, как то, что
написано (Миха, 7:18): «Прощающий грех и Проходящий мимо преступления».
35.
На что это похоже? На царя, который хотел наказать рабов своих и замучить их.
Встал вельможа (hегемон)
один и спросил: «За что?» Сказал ему: «За это». Сказал ему: «Не делали рабы
твои вещь эту никогда, и я – поручитель за них (что не грешили – Ор Агануз),
а ты проверь их (согрешат ли в будущем – Ор Агануз)» Между тем
успокоился гнев царя.
36. Спросили ученики и сказали:
«Почему «далет» утолщена сбоку?» Сказал им: «Из-за «сэгол», которая – в патахе
малом, как сказано (Теhилим, 24:7): «Врата мира (питхей олам)». Там поместил патах сверху, а сеголь снизу, и пришло утолщение».
37. Что такое «патах»? Вход
(петах). И что это за вход? Это – ветер северный, который – вход для всего
мира: из ворот, из которых вышло зло, выходит благо». «И что за благо?»
Насмеялся над ними: «Разве не говорил я вам о патахе малом?»
Сказали: «Мы забыли, повтори для нас». Повторил, сказал им: «На что это похоже?
На царя, у которого был трон. Иногда – брал его в руку, иногда – на голову».
Сказали ему: «Почему?» «Потому что он прекрасен, и жалко сидеть на нём».
Сказали ему: «Куда же помещал его на голову свою?» Сказал им: «В «мэм»
открытую, как сказано (Теhилим, 82:12): «Истина (эмет) из земли произрастёт, и
справедливость (цэдэк) с небес выглянет».
38. Сел раби Аморай и разъяснил:
«Что означает написанное (Теhилим, 87:2): «Любит Б-г врата
Циона больше всех жилищ Якова»? Врата Циона – это входы мира (питхей олам). И
ворота (шаар) – это именно вход (петах), как то, что
сказано: «Открой (птах) нам врата (шаарей) милосердия». Так сказал Святой,
благословен Он: «Люблю Я врата Циона, когда они открыты (птухим)». Почему?
Потому что они – со стороны зла, и когда евреи хороши перед Вс-вышним и достойны раскрываться благу, Святой, благословен Он, любит
их больше всех жилищ Якова, которые все – мир (шалом), как сказано (Брейшит,
25:26): «И Яков – человек целостный («там», что переводится на арамейский как
«шлим» - Ор Агануз), сидит в шатрах».
39. Это похоже
на двух людей. Один готов сделать зло, а сделал благо. Другой готов сделать
благо, а сделал зло. Кого прославляют более? Того, кто обычно делает зло, и
сделал благо – может быть, сделает второй раз, как то,
что написано: (Теhилим, 87:2): «Любит Б-г врата Циона больше всех жилищ
Якова», которые все – мир, как сказано (Брейшит, 25:26): «И Яков – человек
целостный (там), сидит в шатрах».
40. Спросили
ученики его: «Что такое Холам?» Сказал им: «Душа (нешама), и имя её – Холам».
Что если послушаешь – усилится (тахлим) тело твоё в будущем, которое придёт, а
если восстанешь против неё, вернутся болезни твои (халоэха) на голову твою, и
болезнь (души – Ор Агануз) – первой».
41. И еще
сказали, что всякий сон (халом) – посредством Холам. И всякая жемчужина белая –
посредством Холам, как то, что написано (Шмот, 28:19):
«И ахлама (белый жемчуг)».
42. Сказал им: «Войдите и
послушайте уточнения огласовок Торы Моше». Сел и разъяснил для них: «Хирик
ненавидит злых и наказывает их, и рядом с ним (бе-цидо) – ревность, ненависть и
соревнование, как написано (Теилим (Псалмы), 37:12): «И скрежещет на него
зубами своими», - читай не «скрежещет» (хорэк), а «отдаляет» (рохэк): отдали
эти качества от себя, и отдалится от тебя зло и, тем более, благо прилепится к
тебе».
43. Хирик. Читайте не
Хирик, а Керах (лёд). Всякое место, куда прилеплен Хирик, остаётся лёд,
как написано (Шмот, 34:7): «И очистится».
44. И из чего слышно, что этот
Хирик – язык горения? Потому что она (огласовка Хирик) – огонь, сжигающий все огни, как написано
(Млахим-алеф (Первая Книга Царей), 18:38): «И пал огонь Б-жий и съел
всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и воду, которая во рве, вылизал».
45. Сказал он: «Что означает
написанное (Шмот, 20:14): «Весь народ видит голоса (роим эт hа-колот) и пламя»?
Разве видимы голоса? Но «народ видит голоса» - те голоса, о которых сказал
Давид (Теhилим,
29:3-9): «Голос Б-га над водами; Бог славы возгремел и т.д., Голос
Б-га – в силе» и говорит (Йешайа, 10:13): «Силой руки Моей сделал Я», и говорит
(Йешайа, 48:13): «Также рука Моя обосновала землю». «Голос Б-га – в
красоте (hадар)»
(Теhилим, там же), и
говорит стих (Теhилим,
111:3): «Величие (hод) и красота (hадар) – деяние Его, и праведность Его устоит вечно». «Голос
Б-га ломает кедры» (Теhилим, 29:5). Это – радуга, которая ломает кипарисы и
кедры. «Голос Б-га высекает пламя огня» (там же, 7), - это тот, который
делает мир между водой и между огнём, который выбивает силу у огня и мешает ему
вылизать воды, и также мешает им погасить его. «Голос Б-га потрясает
пустыню» (там же, 8), как сказано (там же, 18:51): «И делает милость
Помазаннику Его Давиду и семени его навечно», - более чем в пустыне. «Голос
Б-га разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и в храме Его все говорят:
Слава!» (там же, 29:9), и написано (Шир а-ширим (Песнь
песней), 2:7): «Заклинаю вас, дочери Йерушалаима, сернами или полевыми ланями».
Вот выучил ты, что семью голосами дана Тора, и в них всех открылся Господин
мира для них, и они видели Его. И это именно то, что написано: «И весь народ
видит голоса».
46. Стих один говорит (Шмуэль-бет
(Вторая Книга Шмуэля), 22:10): «И наклонил небеса и спустился; и туман под
ногами Его». И стих другой говорит (Шмот, 19:20): «И спустился Б-г на гору
Синай, на вершину горы». И стих другой говорит (Шмот, 20:18): «Ибо с небес
говорил Я с вами». Каким это образом? Огонь Его великий был на земле, и это –
голос один, а голоса остальные были в небесах, как написано (Дварим, 4:36): «С
неба дал Он слышать тебе голос Его, чтобы научить тебя, и на земле показал тебе
огонь Его великий, и слова Его слышал ты изнутри огня». И что означает
«великий»? Откуда выходила речь (дибур)? Изнутри огня, как сказано: «И слова
Его слышал ты изнутри огня».
47. Что такое: «И образа не
видели, только голос»? Это то, что сказал Моше евреям: «Ибо не видели вы всего
образа (коль тмуна) в тот день, когда говорил с вами Б-г на [горе] Хорев из
среды огня», - образ, но не «весь образ»! На что это похоже? На царя, который
стоит над рабами его, закутанный в одежды белые. Не достаточно для страха перед
царством, чтобы смотрели на одежды его. И ещё далёк был царь, но слышали голос
его. Могут ли видеть его горло? Нет. Вот, выучил ты, что видели образ, а не
весь образ. И это именно то, что написано: «И образа не видели, только голос»,
и написано (там же): «Голос слов вы слышали».
48. Стих один говорит (Шмот,
20:16): «И весь народ видит голоса», а стих другой говорит (Дварим, 4:12):
«Голос изречений вы слышите». Каким это образом? Сначала видят голоса. И что
видели? Семь голосов, о которых сказал Давид. А в конце слышали изречение
(дибур), выходящий между ними всеми. Но ведь о
десяти (сфирот – Ор Агануз)
учили! Как [то, что] мудрецы сказали, что все они
(заповеди) сказаны в одном слове, и также все они сказаны в одном слове (три
включены в семь – Ор Агануз), и это – семь изречений в семи голосах. А о
трёх из них сказано: «Голос изречений вы слышите и картину вы не видите, а
только голос». Вот учишь ты, что все они в одном слове сказаны. И ради того,
чтобы не ошиблись евреи и не сказали, что другие помогали Ему или - один из
ангелов, ведь голос его отдельный не сможет быть настолько сильным, из-за этого
– вернулся и обобщил их.
49. Объяснение другое. Чтобы не
сказали в мире: поскольку это – десять изречений для десяти царей, то, может
быть, не смогут говорить согласно мнению одного, [и поэтому] написал там «Я»
(Анохи) и обобщил все десять. И что за десять царей? Семь голосов и три
высказывания (амарим). И что за высказывания? «И Б-г выделил тебя сегодня»
(Дварим, 26:18). И что за три? Как написано (Мишлей (Притчи), 4:7): «Начало –
мудрость (рейшит хохма). Приобретай мудрость, и во всех приобретениях твоих
приобретай разумение (бина)», как то, что сказано
(Иов, 32:8): «И душа Всесильного уразумеет их», - душа Всесильного, она –
уразумеет их. Третье – что это? Как то, что сказал тот старец (hаhу саба) тому юноше: «То, что отдалено (муфла) от тебя, не разыскивай, и то, что скрыто
от тебя, не исследуй», - о том, что разрешено тебе, - размышляй, но не
[следует] тебе заниматься скрытым.
50. Учили: «Слава Б-га – скрытие
вещи» (Мишлей, 25:2). Что за вещь (давар)? Как то, что сказано (Теhилим
(Псалмы), 119:160): «Начало слова Твоего (рош
двар-ха)– истина». «И слава царей – исследование вещи» (Мишлей, 25:2). Что за
вещь? Как написано (Мишлей, 25:11): «Говори речение (дибур) по свойствам его
(аль офанав)» Читай не «офанав» (свойства его), а «афанав» (колеса его).